Солнечный парусник сгорел в земной атмосфере

17 ноября солнечный парусник LightSail 2 сошел с орбиты и сгорел в земной атмосфере. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте Планетного общества — крупнейшей неправительственной некоммерческой космической организации Земли.

Последний снимок, сделанный солнечным парусником LightSail 2, 24 октября 2022 года. Источник: The Planetary Society

Солнечный парусник был создан специалистами Планетного общества на базе платформы CubeSat (3U). Его размеры составляли 10×10×30 см, масса — менее 5 кг. Аппарат был оснащен солнечным парусом из майлара общей площадью 32 м². Его вывели на орбиту летом 2019 года при помощи ракеты Falcon Heavy.

LightSail 2 предназначался для проведения экспериментов и демонстрации возможности использования солнечных парусов для управления космическими аппаратами. Он справился с поставленной задачей. После выхода на орбиту развертывания паруса, специалисты Планетного общества сориентировали аппарат таким образом, чтобы под действием солнечного света он изменил свою орбиту. Эксперимент оказался успешным: парус позволил наноспутнику поднять свой апогей, а также поменять ее наклонение и эксцентриситет.

Изначально предполагалось, что LightSail 2 проработает около года, после чего сойдет с орбиты и сгорит в верхних слоях атмосферы. Однако благодаря успешной демонстрации работы паруса Планетное общество решило продлить срок службы аппарата. В общей сложности, он проработал три с половиной года.

Но хотя солнечный парус и позволил LightSail 2 «сопротивляться» тормозящему эффекту верхних слоев земной атмосферы, со временем он пересилил, создаваемую им тягу. Высота орбиты аппарата начала снижаться, на что во многом повлияло начало нового цикла солнечной активности. В итоге 17 ноября LightSail 2 вошел в земную атмосферу и сгорел.

Хотя LightSail 2 и прекратил свое существование, специалисты еще долго будут анализировать собранные им данные, а технология солнечного паруса уже нашла применение в других миссиях. В качестве примера можно привести зонд NEA Scout, который отправился в космос в качестве попутного груза миссии Artemis I.  Аппарат оснащен солнечным парусом площадью 86 м², который позволит ему совершить пролет астероида 2020 GE.

По материалам https://www.planetary.org