Солнечная активность стремительно растет: ожидается больше солнечных вспышек

В последнее время Солнце было особенно активным. Но на прошлых выходных Земля ощутила на себе последствия солнечной бури. Недавно, 21 июля, на Солнце произошел выброс корональной массы, который путешествовал по Солнечной системе и создал незначительную геомагнитную бурю, когда ударил по магнитному полю Земли.

Солнечная вспышка
Солнечная вспышка. Фото: Unsplash

Такой вид солнечной активности вряд ли повлияет на повседневную жизнь большинства людей. Но он может повлиять на спутники и сделать полярные сияния более яркими в других частях земного шара. По данным Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA), подобные солнечные явления, вероятно, участятся в ближайшие месяцы из-за цикла активности Солнца.

«11-летний цикл активности Солнца снова набирает обороты. Это означает, что такие явления, как выбросы корональной массы и солнечные вспышки, будут случаться все чаще. В зависимости от размера и траектории солнечных извержений возможные последствия для околоземного пространства и магнитосферы Земли могут вызвать геомагнитные бури, которые способны нарушить работу энергокомпаний и систем связи и навигации. Эти штормы также могут нанести радиационный ущерб орбитальным спутникам и Международной космической станции», — пишет NOAA.

NOAA GOES-18

Теперь у ученых есть новый инструмент для наблюдения за такими вспышками — спутник NOAA GOES-18. Запущенный NASA в марте 2022 года, этот спутник наблюдения за погодой уже прислал ошеломительные виды нашей планеты, сделанные с помощью инструмента Advanced Baseline Imager. Но на борту есть и другие инструменты для наблюдения за Солнцем, включая рентгеновскую камеру и камеру экстремального ультрафиолетового излучения (EUV). Последняя может наблюдать чрезвычайно высокие температуры солнечной короны, чтобы увидеть такие события, как выбросы и солнечные вспышки.

Первые изображения Солнца, сделанные инструментом SUVI GOES-18
Первые изображения Солнца, сделанные инструментом SUVI GOES-18, показывают выброс корональной массы на разных длинах волн

NOAA недавно опубликовало первые изображения с инструмента Solar Ultraviolet Imager GOES-18, или SUVI, на которых показано Солнце в различных экстремальных ультрафиолетовых каналах во время аналогичного выброса корональной массы 10 июля. Вы можете увидеть выброс наиболее четко на правом нижнем изображении. В настоящее время GOES-18 проходит испытание после запуска, включая проверку приборов, прежде чем они начнут полноценную работу. Ожидается, что спутник будет готов к полноценной работе в начале 2023 года.

Напомним, что ранее мы рассказывали о 12 интересных фактах о Солнце.

Как обнаружить дипфейки: астрономы предлагают искать отблеск звезд в глазах