Солнце имеет сознание: древняя философская гипотеза приобретает популярность

Существует теория, что сознание имеют не только живые существа, но и неживые. Все физические объекты Вселенной — планеты, звезды, галактики — имеют разум и «ощущают» мир вокруг. Эта концепция, известная как панпсихизм, не является новой, она существует на протяжении тысячелетий.

Солнце
Солнце. Фото: NASA

Свежая публикация в Popular Mechanics поднимает вопрос этого философского течения, которое заключается в том, что сознание присутствует во всем существующем. Хотя первоначальные варианты этой мысли были высказаны еще в Древней Греции, сам термин «панпсихизм» был введен в XVI веке итальянским философом Франческо Патрици.

Идея частично утратила свою популярность под влиянием логического позитивизма в 1920-х годах. Но уже в начале XXI века она начала снова приобретать популярность. В 2004 году итальянский нейробиолог Джулио Тонони предложил «Интегрированную информационную теорию сознания», которая утверждает, что сознание является общим явлением.

В 2014 году известный нейробиолог Кристоф Кох поддержал эту идею в своей статье Scientific American, утверждая, что группы элементарных частиц могут иметь сознание, потому что как иначе объяснить природу корпускулярно-волнового дуализма. Даже ученый Бен Герцель, известный как пионер искусственного интеллекта, поддерживает идею панпсихизма.

Сонце
Имеет ли Солнце сознание? Это философский вопрос, который выдвигает гипотеза панпсихизма. Фото: Unsplash

Руперт Шелдрейк, биолог и писатель, поддержал эту теорию в 2021 году, заявив, что Солнце может иметь сознание. Его мнение о связи сознания с ритмическими электромагнитными полями остается спорным, но оно подводит к интересным соображениям.

Хотя идея панпсихизма не имеет научной основы и часто отвергается, она остается интересной для научной фантастики. Есть вероятность, что Солнце имеет свое сознание и может влиять на события на Земле через солнечные вспышки и другие явления.

Эти идеи остаются лишь гипотетическими, но они предоставляют возможность для философских размышлений о природе мирового порядка.

Ранее мы сообщали о том, что темная материя представляет собой отражение параллельной Вселенной.