Сможет ли виноделие стать новым космическим стартапом

Некоторые ученые считают, что именно выдержка вина и виноделие в целом может стать следующим крупным космическим стартапом. Первый эксперимент уже дал положительные результаты. Теперь исследователи планируют экспериментировать с выращиванием винограда в невесомости.

Бутылки с вином во время эксперимента в космосе были в таких цилиндрах
Бутылки с вином во время эксперимента в космосе были в таких цилиндрах. Источник: phys.org

Вино в космосе

Сейчас считается, что главной коммерческой идеей в области освоения околоземного пространства является космический туризм. Именно прогулка за пределы Земли, по мнению большинства экономистов, должна стать тем, с чего начнется деятельность, которая сделает космические полеты действительно прибыльными. Однако у других специалистов есть резонные сомнения, что отрасль, которая производит услуги, а не товары, сможет стать локомотивом преобразований.

Вместо этого исследователи предлагают обратить внимание на вино. Человечество производит его тысячи лет и оно до сих пор остается одним из самых прибыльных бизнесов. Однако процесс его создания требует длительной выдержки. Чем старее становится вино, тем лучше ощущаются его свойства и тем больше оно ценится.

Однако ускорить этот процесс так и не удалось. Но космической отрасли есть что предложить. Насколько эффективным может быть виноделие в космосе, поможет выяснить программа WISE. Это аббревиатура латинского словосочетания Vitis Vinum in Spatium Experimentia, то есть «вино в длительном эксперименте».

Результаты экспериментов

Миссия состоит из шести экспериментов, которые финансирует европейская компания Space Cargo Unlimited. Первая из шести миссий, которая предусматривала отправку в космос 12 бутылок бордо, стартовала еще в 2019 году. Они пробыли на орбите 438 суток и вернулись на Землю в январе 2021 года.

Важно отметить, что и алкоголь, и стекло относятся к материалам, которые на МКС запрещены, поэтому все это время бутылки находились в надежно закрытом контейнере. Но после того, как их вернули на Землю, специалисты откупорили одну из них и попробовали.

Самое удивительное то, что вино, которое «старело» в космосе, оказалось не таким, как то, что все это время находилось на Земле. Специалисты заметили различия как в его цвете, так и во вкусе. Напиток выглядел так, будто выдерживался по крайней мере в 2–3 раза дольше, чем на самом деле.

Виноделие на орбите

Однако эксперименты с выдерживанием вина — не единственные, которые планируется провести на орбите. Следующим шагом должно стать выращивание виноградной лозы в невесомости. Но на Международной космической станции наблюдается еще и повышенный уровень радиации. Поэтому ученые хотят выяснить, как эти факторы повлияют на выращивание того, из чего вино производится.

Исследователи рассчитывают, что они могут каким-то чудесным образом повлиять на ДНК растений и улучшить их качество. Интересно, что практически одновременно с этим похожие эксперименты на своей станции с сельскохозяйственными культурами проводят китайцы.

Чтобы оценить, насколько перспективным является виноделие на орбите, Space Cargo Unlimited планирует провести еще три эксперимента. Они будут касаться бактерий, дрожжей и самого процесса брожения.

Кроме того, исследователи не собираются останавливаться на винограде и виноделии. Они хотят поэкспериментировать и с другими растениями. Космос — это стресс, который может положительно повлиять на их рост. Пока результаты исследований не имеют практического применения, но они убедительно доказывают, что в космосе с растениями действительно что-то происходит.