Смерть газового гиганта: обреченный горячий юпитер упадет на звезду

Международная команда исследователей опубликовала «расчет судьбы» горячего юпитера WASP-12b. Имеющиеся данные говорят о том, что планета погибнет всего через три миллиона лет.

Экзопланета WASP-12b в представлении художника. Источник: ESA/Hubble

Экзопланета WASP-12b была открыта в 2008 году. Это газовый гигант, обращающийся вокруг звезды спектрального класса F, расположенной на расстоянии 870 световых лет от Земли. Его радиус в 1,9 раза превосходит радиус Юпитера, а масса — в 1,47 раза. Это дает среднюю плотность всего в 0,26 г/см³, что в четыре раза меньше плотности воды.

Подобная «раздутость» объясняется тем, что орбита WASP-12b проходит на расстоянии всего в 3,5 млн км от родительской звезды (на один оборот ей нужен всего один день). Из-за этого атмосфера экзопланеты разогрета до температуры в 2 300 °C, что сопоставимо с температурами поверхности некоторых холодных красных карликов. Свою роль также играет то, что WASP-12b обладает крайне низким альбедо. Она отражает всего 6% света, из-за чего астрономы сравнивают цвет экзопланеты с асфальтом.

Но на этом странности WASP-12b не заканчиваются. Еще в 2010 году астрономы выяснили, что экзопланета деформирована. Изучив все возможные варианты, они пришли к выводу, что это вызвано воздействием приливных сил со стороны звезды, которые буквально разрывают WASP-12b. А это значит, что в будущем она будет уничтожена.

Команда исследователей из проекта TASTE решила рассчитать оставшееся время жизни газового гиганта. Для этого они воспользовались результатами новых наблюдений Обсерватории Ла-Силья, а также архивными данными за 12 лет. Расчеты показали, что WASP-12b будет разорвана и поглощена своей звездой всего через 3 миллиона лет.

Это важное открытие. До этого считалось, что подобный сценарий гибели экзопланет невозможен для систем, где звезда все еще находится на главной последовательности и сжигает водород.

Напомним, что недавно астрономы открыли экзопланету размером с Сатурн.