Следы древней солнечной вспышки нашли во льду

Во льду Гренландии и Антарктиды нашли тяжелые изотопы возрастом 9200 лет. Они являются следами необычного солнечного шторма, произошедшего посреди космического затишья.

Солнечная вспышка
Солнечная вспышка. Источник: phys.org

Тяжелые изотопы в древнем льду

Лед в больших ледниках Земли скрывает в себе свидетельства событий, произошедших тысячи лет назад. Пыль, летающая в атмосфере в течение года, вмораживается в нее тонким слоем. Недавно исследователи из университета Лунда в Швеции опубликовали в Nature Communications результаты исследования материалов из кернов Антарктиды и Гренландии.

Оказалось, что во льду возрастом 9125 лет присутствует большое количество тяжелых изотопов бериллия-10 и хлора-36. Это нестабильные и редкие разновидности атомов широко распространенных элементов. Они образуются только в условиях бомбардировки Земли высокоэнергетическими частицами.

Исследование ледяных кернов
Исследование ледяных кернов. Источник: Raimund Muscheler

Ученые сделали вывод, что причиной образования этих изотопов стала чрезвычайно мощная вспышка на Солнце. Казалось бы, в этом нет ничего удивительно, ведь исследователи давно знают, что наша звезда способна породить более сильные выбросы заряженных частиц, чем мы фиксировали на протяжении XX-XXI веков. Но эта электромагнитная буря произошла в период наименьшей активности светила.

Насколько можно предвидеть солнечные вспышки?

Активность Солнца меняется периодически. И эти циклы имеют неизменную длительность. У них есть минимумы и максимумы. В момент, когда произошла грандиозная вспышка, следы которой обнаружили во льду, должен быть именно период наименьшей активности нашего светила. Считается, что в настоящее время риск возникновения мощной электромагнитной бури является минимальным. И новое открытие заставляет нас усомниться в своих знаниях.

Люди уже привыкли, что могут предвидеть «солнечную погоду». От этого умения зависит стабильность цивилизации. Вся наша защита от катастрофических вспышек базируется на том, что мы знаем, какие годы безопаснее других. Но новое исследование говорит о тот, что катастрофический солнечный шторм может возникнуть в любой год.