Сколько планет поместятся между Землей и Луной?

Многие интересующиеся астрономией люди наверняка слышали утверждение о том, что космос в основном состоит из пустоты. И это действительно так. Несмотря на, казалось бы, огромные размеры звезд и планет, дистанции между ними на много порядков больше.

Здание Авичи-Арены, играющее роль Солнца в шведской модели Солнечной системы. Источник: Wikipedia.org

Для иллюстрации этого факта используются разные методы. Например, модели Солнечной системы, созданные с соблюдением масштаба. Наиболее известный подобный пример находится в Швеции. Роль Солнца здесь играет 85-метровая Авичи-Арена. Тот же Плутон в этой модели представляет собой 12-сантиметровую сферу, расположенную на расстоянии 300 км от здания.

Чтобы попытаться представить себе масштабы Солнечной системы, вовсе не обязательно ехать в Швецию. Для этого достаточно безоблачного неба и Луны. По космическим меркам, она находится фактически на заднем дворе нашей планеты, что подтверждается и количеством отправленных к ней аппаратов, и тем, что это единственное небесное тело, посещенное людьми. Но, несмотря на эту «близость», в промежуток между Землей и Луной можно спокойно поместить все планеты Солнечной системы — и у нас даже останется свободное место. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно просто взглянуть на цифры.

Планеты Солнечной системы, выстроенные в промежутке между Землей и Луной

Итак, расстояние между Луной и Землей не является постоянной величиной. В перигее она приближается к нашей планете на 363 300 км, в апогее удаляется на 405 400 км. Поэтому для удобства обычно используется среднее расстояние. Эта цифра составляет 384 400 км.

Теперь представим себе, что мы взяли семь оставшихся планет Солнечной системы и поставили их в один ряд так, чтобы они соприкасались экваторами (также придется «сместить» кольца Сатурна, чтобы они не пересекались с соседями). Теперь измерим длину этого ряда, используя данные об экваториальном диаметре планет с сайта NASA.

• Меркурий — 4 879 км
  • Венера — 12 104 км
  • Марс — 6 779 км
  • Юпитер — 139 822 км
  • Сатурн — 116 464 км
  • Уран — 50 724 км
  • Нептун — 49 244 км

Если суммировать эти цифры, мы получим 380 016 км. Таким образом, даже с учетом погрешностей с определением размеров планет (что особенно касается газовых гигантов без твердой поверхности),  в промежутке между Землей и Луной действительно можно разместить абсолютно все планеты Солнечной системы. Более того, у нас даже останется небольшой «запас». В него, например, можно также поместить Цереру (крупнейший объект Главного пояса астероидов) и Плутон (крупнейший объект пояса Койпера). Их экваториальные диаметры соответственно равны 952 и 2302 км.

Разумеется, это абсолютно умозрительный эксперимент. Но все же он отлично подходит для иллюстрации космических масштабов и представления того, насколько расстояния между планетами больше их размеров.