С помощью звука ученые придали крошечному Cолнцу гравитацию

С помощью звуковых волн ученые смогли придать стеклянному шару с плазмой гравитацию, как у настоящего Солнца. Таким образом, они пытаются создать модель для исследования магнитных полей и конвекции нашего светила.

Крохотное Солнце, созданное в стеклянной колбе
Крохотное Солнце, созданное в стеклянной колбе. Источник: www.sciencealert.com

Стеклянный шар с плазмой

Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе смогли превратить сферическую колбу с плазмой в подобие настоящего Солнца. Они давно искали способ смоделировать наше светило и, наконец, им это удалось.

Стеклянный шарик имеет диаметр всего три сантиметра. Разогреть в нем газ до 2760°С оказалось не слишком сложно. Но воспроизведению всего происходящего с нашим светилом мешает гравитация. На Земле она направлена вниз, а должна притягивать все к центру звезды.

Решить эту проблему удалось благодаря мощным высокочастотным волнам. Они сделали земную гравитацию неощутимой в крохотном стеклянном шарике и наделили вещество внутри нее чем-то похожим на собственную силу тяжести.

Крошечное Солнце

Причина, по которой ученые так тщательно воспроизводят Солнце в лаборатории, заключается в том, что многие наблюдаемые на нем процессы все еще плохо поддаются численному моделированию.

В частности, это касается процессов, связанных с конвекцией плазмы. Как и внутри настоящей звезды, самая горячая зона у крошечного Солнца — это его центр. Именно отсюда исходят потоки плазмы, направленные к поверхности. Однако достаточно быстро под действием гравитации они возвращаются в его центр.

Еще важнее то, что движущаяся плазма имеет собственный заряд. Как следствие, крошечное Солнце демонстрирует постоянное изменение электромагнитных полей. На его поверхности даже наблюдаются вспышки, очень похожие на те, что время от времени вызывают магнитные бури на Земле.

Ученые надеются, что полученные результаты можно использовать для моделирования других процессов. Умение имитировать гравитацию в плазме с помощью звука пригодится и во многих других исследованиях.

По материалам www.sciencealert.com.