Ровесники Большого взрыва: найдены самые старые звезды во Вселенной

Команда исследователей из Массачусетского технологического института обнаружила три самые старые звезды во Вселенной. Как оказалось, они находятся на нашем «заднем дворе»: орбиты светил пролегают в гало Млечного Пути.

Гало Млечного Пути в представлении художника. Источник: Melissa Weiss / Harvard & Smithsonian’s Center for Astrophysics

Открытие выросло из учебной концепции. Осенью 2022 года профессор физики Массачусетского технологического института Анна Фребель начала вести новый курс, в рамках которого студенты изучали методы анализа древних звезд. Затем применяли эти инструменты к светилам, которые никогда не изучались ранее, чтобы определить их происхождение.

Студенты работали на основе данных, собранных с помощью одного из 6,5-метровых Магеллановых телескопов. Они искали древние звезды, образовавшиеся вскоре после Большого взрыва, который произошел 13,8 миллиарда лет назад. В то время Вселенная состояла в основном из водорода и гелия, а содержание других химических элементов, таких как стронций и барий, было очень низким.

В итоге они обратили внимание на три светила, которые первоначально наблюдались Магеллановым телескопом в период с 2013 по 2014 год. Содержание стронция, бария и других элементов, таких как железо, в них было очень низким по сравнению с нашим Солнцем. Более того, в одной звезде содержание железа и гелия было в десять тысяч раз меньше, чем в Солнце.

Магеллановы телескопы. Источник: Magellan | MIT Kavli Institute

Все три светила находятся в гало Млечного Пути — сферическом облаке звезд, которое окутывает галактический диск. Судя по результатам спектрального анализа, они образовались между 12 и 13 миллиардами лет назад — в эпоху, когда формировались самые первые галактики.

Астрономы считают, что каждая звезда когда-то принадлежала своей собственной маленькой примитивной галактике, которая затем была поглощена более крупным быстрорастущим Млечным Путем. На это указывает то, что они находятся на ретроградных орбитах, то есть движутся в направлении, противоположном направлению движения большинства других светил. По всей видимости, эти три звезды — все, что осталось от их родных галактик.

Исследователи планируют использовать найденные звезды, чтобы лучше понять как именно происходили формирование и эволюция сверхтусклых карликовых галактик. Кроме того, они намереваются продолжить поиски других подобных звездных реликтов. Скорее всего, на окраинах Млечного Пути можно найти еще немало звезд, оставшихся от более не существующих галактик.

По материалам Phys.org