Российский военный спутник сошел с орбиты менее чем через два месяца после запуска

Российский военный спутник «Космос-2560» сошел с орбиты и сгорел в земной атмосфере менее чем через два месяца после его запуска. Об этом сообщил астрофизик Джонатан Макдауэлл, специализирующийся на ведении пусковой статистики и отслеживании объектов на околоземной орбите.

«Космос-2560» был запущен 15 октября 2022 года с военного космодрома Плесецк легкой ракетой «Ангара-1.2». Он был единственным грузом на борту носителя. Предназначение аппарата держалось в секрете, но по мнению экспертов, он представлял собой разведывательный спутник класса «ЭМКА». Эти аппараты являются упрощенной версией спутников «Разбег».

После запуска в «Роскосмосе» сообщили, что с аппаратом установлена и поддерживается устойчивая связь, а его бортовые системы работают в штатном режиме. Однако, по словам Макдауэлла, за все время нахождения на орбите «Космос-2560» не выполнил ни одного маневра. В результате, уже 10 декабря, он вошел в земную атмосферу и сгорел в небе над Тихим океаном в районе острова Гуам. Это произошло менее чем через два месяца после его запуска.

Таким образом, «Космос-2560» разделил судьбу двух своих предшественников «Космос-2555» и «Космос-2551». После выхода на орбиту они тоже не выполнили ни одного маневра и сгорели в атмосфере, соответственно, через 19 и 41 день после запуска. Исходя из этого, сам Макдауэлл предположил, что отсутствие маневров может быть обусловлено не авариями, а изначальным дизайном аппаратов — хотя по его же собственным словам, это очень странно.

Однако против этого предположения свидетельствует тот факт, что самый первый аппарат серии «Космос-2525» провел на орбите три года и активно маневрировал, чтобы удерживать необходимую для ведения съемки высоту. Отсутствие двигательной установки фактически делает спутник-шпион одноразовым, ограничивая срок его существования несколькими неделями. В связи с этим наиболее вероятное объяснение все же заключается в том, что все три аппарата погибли из-за какого-то серийного брака, не позволившего им использовать двигатели.

Но даже если так и было задумано, и россия действительно перешла к использованию одноразовых спутников-шпионов, тратя огромные средства на их запуск, это все равно свидетельствует о глубоком кризисе ее промышленности, неспособности создать долгоживущий космический аппарат  и вынужденной использовать подходы, которые устарели еще полвека тому назад.