Рой галактик вращается вокруг будущего квазара

Астрономы исследовали чрезвычайно яркую галактику, которая находится в 12 млрд световых годах от нас. В ней много горячей пыли и в будущем она может превратиться в квазар. Кроме того, вокруг нее вращаются другие звездные системы.

Рой галактик окружает будущий квазар
Рой галактик окружает будущий квазар. Источник: Developer.nvidia.com

Как рождаются квазары

Астрономы решили узнать, как из обычных галактик образуются квазары. Сверхмассивные черные дыры в центре этих монстров поглощают газ и пыль, выбрасывают джеты со скоростями, близкими к световым, и излучают очень много радиации.

Чтобы понять, с чего все начинается, ученые исследовали галактику W0410-0913. Она находится на расстоянии 12 млрд световых лет от нас, то есть мы ее видим такой, какой она была чуть меньше, чем через 2 млрд лет после образования Вселенной.

Несмотря на это, W0410-0913 уже в десять раз массивнее Млечного Пути и чрезвычайно яркая. Она относится к классу галактик, закрытых горячей пылью, также называемых hot DOGs. В них действительно много разогретого газа, который блокирует инфракрасное излучение, вызывает активное звездообразование, но большей частью все же падает на сверхмассивную черную дыру.

Именно из таких объектов, как считается, и образуются квазары. Но их эволюция невозможна без определенного окружения, определяющего дальнейший путь преобразований. Исследователи использовали Очень большой телескоп (VLT) в Чили, который позволяет наблюдать область на небе в 40 раз больше самой галактики.

Рой галактик

Особенно ценно при работе с VLT то, что в его состав входит инструмент MUSE, который с помощью анализа спектра позволяет определять расстояние до объекта. Благодаря ему исследователи смогли получить 3D-изображение 24 небольших галактик, вращающихся вокруг W0410-0913 на близком расстоянии.

Этот рой галактик не удивил исследователей. Они ожидали, что квазары должны рождаться в плотных звездных средах. Более того, эти среды должны выглядеть как обломки автокатастрофы, полные кусков газопылевых облаков и звездных скоплений, находящихся в хаосе.

Рой галактик, окружающий W0410-0913
Галактика W0410-0913 и ее окружение. Источник: Рhys.org

Чтобы проверить это, астрономы использовали массив антенн ALMA и рассмотрели W0410-0913 и рой галактик, которые ее окружают в радиодиапазоне. Они обнаружили, что никакого хаоса нет. Газ и пыль действительно вращаются вокруг сверхмассивной черной дыры в центре «хот-дога», но никаких катастрофических столкновений не происходит.

Все это свидетельствует, что рождение квазаров действительно осуществляется при тесном межгалактическом взаимодействии. Рой галактик играет роль источника газа для превращения сверхмассивной черной дыры в самый яркий объект во Вселенной. Но это происходит без катастрофических последствий для них.