Редкая переменная звезда смешанного типа

Астрономы исследовали двойную звезду HD 149834. Они пришли к выводу, что в ней объединяются сразу несколько типов переменности. Составляющие ее компоненты равномерно пульсируют, изменяют форму и затмевают друг друга.

Двойная переменная звезда в скоплении
Двойная переменная звезда в скоплении. Источник: cosmosmagazine.com

Удивительная переменная звезда HD 149834

Звезды, изменяющие свою яркость, могут это делать по разным причинам. На некоторых из них происходят вспышки, подобные солнечным. Другие же, наоборот, покрываются темными пятнами. Еще один тип представляет собой двойные системы, в которых компоненты периодически закрывают друг друга от нас. А вот звезда HD 149834 в скоплении NGC 6193 изменяет свою светимость сразу по нескольким причинам.

Астрономы, недавно опубликовавшие статью в The Astrophysical Journal , посвященную этой звезде, утверждают, что она двойная. И состоит из двух достаточно ярких светил класса О и В. Их общая масса почти в 10 раз превышает солнечную. При этом переменность этой системы нельзя объяснить каким-либо одним фактором, поэтому астрономы создали ее модель.

Звезды, составляющие пару HD 149834, вращаются таким образом, что периодически затмевают друг-друга от нас. Это так называемый переменно-затемненный тип, к которому относится, например, Алголь. Но при этом каждое из светил, составляющих эту пару, также является переменной вездой, изменение яркости которой определяется пульсацией.

Пульсирующие переменные звезды

Интересным в HD 149834 является то, что в обоих компонентах системы пульсации происходят по-разному. Большая из звезд принадлежит к переменным типа β Цефея. Это означает, что ее переменность связана с равномерным изменением радиуса, которое происходит всего за несколько часов. То есть светило то увеличивается в размерах, то уменьшается.

Вторая звезда относится к другому типу — медленно пульсирующих класса В. Обычно изменение яркости таких объектов изменяется с периодом в несколько десятков часов. При этом в отличие от предыдущего типа пульсация их неравномерна. Светило не столько изменяет объем, сколько форму, сжимаясь в одном направлении и удлиняясь в другом.

Но и это еще не все. Данные наблюдений космического рентгеновского телескопа Chandra позволяют предугадать, что на поверхности звезд, образующих систему, происходят мощные вспышки и движение темных пятен. То есть механизмов изменения светимости HD 149834 может оказаться еще больше.