Разрушительное извержение вулкана Хунга изменило климат на Земле

15 января 2022 года произошло извержение подводного вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай, вызвавшее цунами, которое нанесло разрушения инфраструктуры и привело к жертвам в Королевстве Тонга. Одним из главных последствий этого крупнейшего подводного взрыва, зафиксированного современными приборами, стало выбрасывание огромного количества аэрозолей и водяного пара в атмосферу.

Tonga
Извержение вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай. Фото: Tonga Geological Services

Шоберл и коллеги исследовали влияние извержения на климат в Южном полушарии в течение следующих двух лет. Оказалось, что в течение первого года охлаждающий эффект от вулканических аэрозолей, отражающих солнечный свет, был сильнее потепления от водяного пара, который удерживал тепло. Но большинство этих воздействий исчезли к концу 2023 года.

Извержение вулкана
Извержение вулкана, которое заметил японский метеорологический спутник «Химавари-8». Фото: CIRA / CSU & JMA / JAXA

Ученые анализировали спутниковые данные об изменениях аэрозолей, газов и температуры в стратосфере. Извержение выбросило в атмосферу около 150 мегатонн водяного пара, что повысило его уровень в стратосфере на 10%. Это привело к снижению температуры в тропической стратосфере на 4°C в марте-апреле 2022 года, а также способствовало вторичной циркуляции, что привело к уменьшению уровня озона в течение года.

Кроме того, извержение выбросило в стратосферу от 0,5 до 1,5 мегатонн диоксида серы, который образует сульфатные аэрозоли. Эти аэрозоли отражают солнечный свет и могут вызывать снижение поверхностной радиационной силы, что ведет к глобальному похолоданию. Однако объемы аэрозолей от вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай были относительно небольшими, и их влияние преимущественно ограничивалось Южным полушарием в 2022 и 2023 годах.

Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай
Извержение вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай. Авторство: Wikimedia

Хотя извержение и повлияло на радиационный баланс Земли, изменение было минимальным — снижение радиационного потока в менее чем 0.24 Вт на квадратный метр за два года. Это кратковременное похолодание в Южном полушарии трудно было бы отследить только на основе метеорологических данных.

Ранее мы сообщали о том, как выбросы вулкана Хунга достигли мезосферы.

По материалам livescience.com