Размером с Сатурн: найдена самая маленькая звезда

Международная команда астрономов сообщила об обнаружении одной из самых маленьких звезд, внутри которой происходят термоядерные реакции. По размерам она сопоставима с Сатурном.

Двойная система состоящая из белого карлика и обычной звезды в представлении художника. Источник: Mark Garlick/Getty Images

Открытие было сделано в ходе изучения системы TMTS J0526, расположенной на расстоянии 2760 световых лет от Земли. Ее основным компонентом является белый карлик, чья масса составляет 0,73 солнечных, а диаметр примерно в 10 раз меньше диаметра Солнца.

Его компаньоном является звезда, в недрах которой происходят термоядерные реакции с участием гелия. Ее масса составляет 0,33 солнечных, а диаметр всего в 7 раз превосходит диаметр Земли (примерно 90 тысяч км). Таким образом, это одна из самых маленьких известных нам звезд. По размерам она даже меньше Сатурна, чей диаметр составляет 116 тысяч км.

Оба объекта разделены небольшой дистанцией. Они обращаются вокруг общего центра тяжести с периодом всего в 20 минут. Гравитация белого карлика постепенно деформирует звезду. Примерно через 1,5 млн лет она переполнит свою полость Роша. Это приведет к тому, что белый карлик начнет поглощать вещество своего компаньона, а период обращения уменьшится вначале до 14, а потом 9 минут.  В конце концов, звезда сама превратится в белый карлик, после чего начнет расширяться и вновь удалится от своего компаньона.