Раскрыт секрет загадочных многоугольников на Плутоне

Обнаружение причудливых геометрических форм на Плутоне в 2015 году долгое время оставалось загадкой. Ученые предполагали, что на карликовой планете продолжается процесс, называемый сублимацией. Новая модель показывает, что полигональный азотный лед на Плутоне, замеченный космическим кораблем NASA New Horizons во время пролета шесть лет назад, замерз прямо из пара, минуя фазу жидкого состояния. Исследование было опубликовано в журнале Nature.

Плутон
Фотография Плутона, созданная с помощью данных миссии New Horizons. Изображение: NASA

Ведущий автор Адриен Морисон, научный сотрудник Эксетерского университета в Англии, заявил, что работа его команды смогла объяснить появление на Плутоне загадочных «полигонов» многоугольников из азотного льда. Все указывает на то, что удаленный объект Солнечной системы все еще является геологически активным.

«Плутон все еще геологически активен. И это несмотря на то, что он находится далеко от Солнца и имеет ограниченные внутренние источники энергии. Это касается Равнины Спутника, где условия на поверхности позволяют газообразному азоту в его атмосфере сосуществовать с твердым азотом», говорится в заявлении Морисона.

Равнина Спутника самая заметная геологическая особенность Плутона, поскольку это огромная зона овальной формы, расположенная по обе стороны экватора планеты. Площадь зоны составляет 900 тыс. квадратных километров, что сопоставимо с размером Венесуэлы, а глубина не менее 2-3 км. Вся эта площадь заполнена азотным льдом.

Моделирование сублимации на Плутоне

Поверхность Плутона
Поверхность Плутона. На фотографии, сделанной космическим кораблем NASA New Horizons во время его близкого пролета над карликовой планетой 14 июля 2015 года, видны ледяные многоугольники из азотного льда на Равнине Спутника. Изображение: NASA

В новом исследовании ученые использовали сложные методы моделирования, чтобы показать, что эти формы, по виду напоминающие многоугольники, были образованы в результате сублимации льда — явления, когда твердый лед может превращаться в газ, минуя жидкое состояние. Они соответствовали размеру и топографической амплитуде, наблюдаемых на изображениях New Horizons.

Новая модель также согласуется с более крупными мировыми климатическими моделями, показывающими, что сублимация Равнины Спутника началась один или два миллиона лет назад. Такая климатическая динамика твердого слоя может происходить на поверхности и других планетных тел, таких как Тритон (один из спутников Нептуна) или Эрида и Макемаке (в поясе Койпера).

Напомним, что ранее был предложен проект новой миссии по изучению Плутона.