Путешествие к Марсу ценой почек: организм человека не выдержит межпланетный перелет

Пилотируемая миссия на Марс остается важной целью для научного сообщества. Даже Илон Маск считает, что люди могут высадиться на Марсе в течение следующих пяти-десяти лет благодаря его космическому кораблю Starship. NASA также ожидает, что это произойдет в следующем десятилетии. Однако новые исследования ставят под сомнение ее осуществимость из-за различных препятствий, главным из которых является неприспособленность к межпланетному перелету организма человека.

Марс
Планета Марс может остаться недосягаемой для человечества. Иллюстрация: Unsplash

Анализ ученых из Университетского колледжа Лондона (UCL) разрушает надежды человечества на колонизацию Красной планеты. Все из-за возможных проблем с почками у астронавтов во время длительного путешествия. Исследование показало, что структура и функция почек меняются во время космического полета, а галактическая радиация наносит им необратимые повреждения. Это исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

«Ресурса почек хватит, чтобы добраться до Марса. Но на обратном пути астронавтам уже понадобится диализ. Если мы не разработаем новые способы защиты почек, то путь к планете будет лишь в один конец», — пояснил автор исследования доктор Кит Сив.

Пагубное влияние космоса на здоровье

С 1970-х годов известно, что космические полеты вызывают проблемы со здоровьем астронавтов: потеря костной массы, ослабление сердца и зрения, а также развитие камней в почках. Причиной этого считается воздействие солнечного ветра и галактического космического излучения. Земное магнитное поле обеспечивает частичную защиту на низкой околоземной орбите. Но 24 человека, которые побывали на Луне, подверглись воздействию космических лучей.

Starship
Иллюстрация Starship на орбите Марса. Фото: SpaceX

Чтобы определить состояние здоровья людей во время длительных космических путешествий за пределами магнитного поля Земли, команда исследователей более 40 учреждений с пяти континентов провела эксперименты, включая биомолекулярные, физиологические и анатомические оценки. Ученые также провели 11 космических симуляций с участием мышей и крыс, семь из которых включали мышей, подвергшихся воздействию имитированных доз ГКВ, эквивалентных 1,5-летним и 2,5-летним миссиям на Марс.

Результаты показали, что почки как людей, так и животных изменяются в этих условиях. Специфические почечные канальцы, ответственные за регуляцию кальциевого и солевого баланса, демонстрируют признаки сокращения после пребывания в космосе в течение месяца. Вероятной причиной этого считается микрогравитация.

Зная о проблеме, исследователи рассматривают возможные пути ее решения. Профессор Стивен Уолш, старший автор исследования из Лондонского трубчатого центра, отметил, что экранирование не сработает, но можно разработать технологические или медикаментозные меры для облегчения длительных космических путешествий, поскольку мы узнаем больше о биологии почек.

Ранее мы объясняли, почему человечество до сих пор не покорило Марс.

По материалам techspot.com