Протопланетные диски и коричневые карлики прячутся в туманности

Астрономы исследовали молодые звезды и коричневые карлики с протопланетными дисками, скрывающимися в туманности. Благодаря применению поляриметрии в ближней инфракрасной области они пришли к выводу, что газопылевые кольца преимущественно выстроены в одной плоскости.

Протопланетные диски прячутся в туманности
Протопланетные диски прячутся в туманности. Источник: Caltech

Как увидеть новорожденные звезды в туманности

Ученые из Бостонского университета смогли изучить новорожденные звезды, спрятавшиеся в облаке в созвездии Тельца. Оно находится на расстоянии 450 световых лет от Земли и является типовым местом рождения разнообразных космических объектов.

Из последних исследований ученые узнали, что обычные звезды, коричневые карлики и планеты-сироты рождаются именно в таких газопылевых облаках. Однако наблюдать за ними в этих условиях чрезвычайно трудно, потому что туманности рассеивают не только видимый свет, но и излучение в других частях электромагнитного спектра.

В статье, опубликованной в Astrophysical Journal,  исследователям удалось обойти это препятствие. В некоторых частях спектра сами волны начинают отклоняться в одной плоскости, огибая атомы. Это явление называется поляризацией света.

Протопланетные диски в космической пыли

Ученые использовали наблюдения в ближнем инфракрасном свете для того, чтобы рассмотреть одну из самых интересных подробностей. Вокруг многих звезд и коричневых карликов уже начали образовываться протопланетные диски. Эти образования преимущественно состоят из пыли и излучают только отраженный свет своей звезды.

Поляризованный свет
Поляризованный свет. Источник: Википедия

Однако, благодаря новой технике наблюдения поляризованного излучения, удалось понять хотя бы то, как эти диски ориентированы. Оказалось, что они выровнены в одной плоскости, перпендикулярной линиям магнитного поля.

До сих пор никто ничего подобного не видел. Именно из протопланетных дисков рождаются планеты, и ученые видели этот процесс на более поздней стадии, когда звезды находятся уже не в своей туманной колыбели. Поэтому астрономы не могут сказать, типична ли ситуация, наблюдаемая в созвездии Тельца.

Источник Рhys.org