Просто о сложном | Упадет ли на вас спутник?

Иногда космические аппараты падают на Землю. Иногда специально, иногда случайно. Поэтому возникает опасение, что на голову может упасть спутник. Чтобы понять, насколько реальна опасность, стоит разобраться, что к чему.

Упадет ли на вас спутник?

1. Зачем космические аппараты сводят с орбиты

В космосе нет трения. Поэтому теоретически космический аппарат может кружиться по орбите вечно, даже тогда, когда он уже полностью вышел из строя. Однако ничего хорошего в этом нет, потому что тогда он превращается в мусор, который нужно отслеживать с помощью радаров, чтобы он не врезался в рабочий спутник или станцию.

На самом же деле определенное количество молекул атмосферы вокруг Земли присутствует. И в конце концов большинство спутников когда-нибудь упадут сами собой. Однако чаще всего им помогают это сделать инженеры, используя последние остатки топлива для того, чтобы их затормозить.

2. Падают ли спутники куда вздумается?

Если спутник или, например, ступень ракеты падает в атмосферу неконтролируемо, то произойти это может где угодно, где это позволяет его орбита. В больших широтах (то есть ближе к полюсам) возможность этого меньше, так как на полярные орбиты аппаратов выводят меньше.

А вот когда спутник или станцию возводят с орбиты планово, то обычно траекторию корректируют таким образом, чтобы даже то, что долетит до поверхности, оказалось в океане, где оно никому не сможет повредить. Поэтому большинство космических аппаратов падает не в случайных местах.

3. Что происходит с космическим аппаратом при вхождении в атмосферу?

Когда космический аппарат входит в плотные слои атмосферы, он сталкивается с силой трения. Она пропорциональна его скорости, которая может составлять несколько километров в секунду. Кинетическая энергия аппарата начинает преобразовываться в механическую и тепловую. Первая пытается его разломить, вторая — нагреть.

В результате спутник начинает гореть и разваливаться, площадь поверхности обломков увеличивается и сила трения растет. Одновременно падение затормаживается. В результате большая часть материала сгорает в атмосфере, а до Земли долетают преимущественно мелкие обломки.

4. Есть ли опасность для людей от падения космического аппарата?

Обычно вероятность травмироваться или погибнуть от падения космического мусора определяется как крайне низкий. Земля большая, а обломков на нее выпадает не так уж много. Поэтому волноваться из-за этого особо не стоит.

Вместе с тем эта вероятность растет. Количество коммерческих запусков постоянно увеличивается, и не всегда разработчики думают о том, что будет со спутниками после того, как они отработают свой срок. Поэтому специалисты подсчитали, что в течение следующих 10 лет существует 10% вероятность того, что где-то на Земле от падения космического мусора погибнет один или более человек.

5. Загрязняет ли падение спутников атмосферу?

Очень долго люди не задумывались над вопросом, что бывает с веществом спутников, которое сгорает при входе в атмосферу. Но ведь оно в результате этого никуда не исчезает, просто переходит в другие формы. И недавно исследовательские самолеты NASA обнаружили его следы в стратосфере.

Оно продолжает существовать там в виде очень мелкой пыли, состоящей из лития, меди, свинца и алюминия. Последний особенно опасен тем, что может разрушать озоновый слой, который защищает нас от космической радиации, то есть падение спутников может навредить вам еще и так.