Просто о сложном | Интересные факты о Малой Медведице

Малая Медведица — одно из самых известных созвездий на нашем небе. Причина этого заключается в его самой яркой звезде, которая называется Полярной. Она известна тем, что поблизости от нее расположен северный полюс мира, а значит, по ней легко определить направление на север. Но на этом интересные факты о Малом Ковше, как эту группу звезд еще называют, не заканчиваются.

Малая Медведица

1. Как найти Малую Медведицу?

Все знают, что на конце длинного «хвоста» созвездия Малой Медведицы находится Полярная звезда. Именно ее обычно предлагают искать с помощью значительно более заметной Большой Медведицы. Две крайние звезды ее «ковша» указывают именно на звезду, лежащую вблизи северного полюса небесной сферы.

Но если вы наблюдаете за звездным небом возле своего дома или в знакомой вам местности, где направления на разные стороны света вам хорошо известны, в этом нет никакой необходимости — достаточно просто посмотреть на север. Какое бы время года и какой бы час не был, «ковш» Малой Медведицы будет там. В отличие от остальных звезд, он не путешествует по небосводу и не прячется за горизонтом, а лишь крутится вокруг Полярной звезды. Главное, чтобы небо не было закрыто облаками.

2. Действительно ли α Малой Медведицы — Полярная звезда?

α Малой Медведицы — самая яркая звезда этого созвездия. Слово «полярная», которым ее обозначают, прямо указывает, что она находится у северного полюса мира. Однако это собственное название, закрепленное именно за этим светилом. Но из-за прецессии оси вращения Земли положение полюса мира все время медленно меняется.

Соответственно, ближайшая к нему звезда также меняется. α Малой Медведицы стала ею лишь в 1100 году, а до начала нашей эры в течение 2000 лет ближайшей к северному полюсу мира была β Малой Медведицы (Кохаб) — «нижняя» из тех двух, которые образуют переднюю часть «ковша» Малой Медведицы.

3. Сколько звезд в «ковше» Малой Медведицы?

Самые яркие звезды Малой Медведицы, как и Большой, формируют фигуру, в которой можно увидеть четырехугольник, откуда тянется в сторону коротенькая цепочка. Это астеризм Малый ковш. Он совсем небольшой, поэтому кажется, что звезды в нем расположены близко друг к другу. Хотя на самом деле в пространстве расстояния между ними очень большие.

Всего в Малом ковше семь звезд. Их названия: Полярная, Кохаб, Феркад, Ильдун, Уроделус, Алиф-аль-Фаркадин и Анвар-аль-Фаркадин.

4. Чем интересна Малая Медведица для радиоастрономов?

Как и остальные созвездия, Малая Медведица — это не только семь самых ярких звезд, но и все объекты на определенном участке неба. И среди них немало таких, которые излучают в разных частях электромагнитного спектра, не видимых человеческим глазом. Самым интересным, пожалуй, является нейтронная звезда 1RXS J141256.0+79220, или Кальвера. Расстояние до нее составляет от 625 до 1000 световых лет. Потому это один из ближайших к нам подобных объектов.

Кальвера интересна тем, что не является пульсаром. Она еще очень молодая: ее возраст составляет всего несколько миллионов лет. Но у нее уже есть периодические изменения радиосигнала. Со временем она остынет и превратится в обычный объект этого типа.

5. Какая звезда Малой Медведицы является ближайшей к нам?

Как и во всех других созвездиях, звезды в Малой Медведице находятся на разном расстоянии от наблюдателя. Однако на вопрос, какая из них к нам ближе всего, ответить несложно. Это вовсе не Полярная и не одна из тех, что формируют «ковш».

Коричневый карлик WISE 1506+7027 настолько тусклый, что разглядеть его невооруженным глазом или даже в достаточно мощный телескоп просто невозможно. Расстояние до него составляет всего 11 световых лет. Однако впервые его обнаружили только в 2011 году благодаря инфракрасному обзору неба WISE.