Просто о сложном | Чем интересен астероид Бенну

24 сентября на Землю возвращается аппарат OSIRIS-REx. Он привезет образцы материала астероида Бенну (101955 Bennu). Это лишь четвертое небесное тело, вещество с которого попадет в земные лаборатории. Давайте узнаем, что он на самом деле собой представляет.

Астероид Бенну

1. Что такое астероид Бенну?

Бенну — это околоземный астероид из группы аполлонов. Это означает, что он вращается не очень далеко от Земли: большая полуось его орбиты составляет 1,13 а.е., а большая ее часть пролегает дальше от Солнца, чем орбита нашей планеты.

Астероид открыли 11 сентября 1999 года. Достаточно длительное время он назывался просто 1999 RQ36. Только в 2012 году он получил имя, которое для него предложил 9-летний школьник из Северной Каролины. Оно принадлежит птице из древнеегипетской мифологии — символу воскрешения бога Осириса.

2. Какой размер имеет Бенну?

Бенну — небольшой астероид. Его средний диаметр составляет всего 510 м. Это чуть меньше, чем самые высокие небоскребы, построенные людьми. При этом по форме он напоминает бриллиант, а вдоль его экватора наблюдается утолщение. Ученые считают, что это следы оседания на него частиц пыли.

Весит Бенну примерно 140 млн тонн — примерно в 14 тыс. раз больше, чем мост Патона. Его плотность составляет 1,194 г/см³, что немного больше, чем у воды.

3. Из чего состоит астероид Бенну?

Узнать, из чего состоит Бенну, исходя лишь из его плотности, достаточно трудно, поскольку мы не знаем, насколько большие полости есть у него внутри. Первые исследования показали, что он принадлежит к подклассу углистых астероидов.

По данным спектрографа на борту аппарата OSIRIS-REx, Бенну богат минералом магнетитом и водой. Окончательные же выводы о его составе будут сделаны после изучения образцов в лаборатории. Относительно происхождения этого астероида среди ученых нет единого мнения: одни считают, что когда-то он был частью Главного пояса, другие — что он имеет кометное происхождение.

4. Может ли Бенну столкнуться с Землей?

Раз в несколько лет Бенну подходит достаточно близко к Земле. Следующее тесное сближение с ним произойдет в 2060 году. Тогда он подойдет к нам на расстояние 750 тыс. км. Это примерно вдвое больше среднего радиуса орбиты Луны.

В 2135 году Бенну пройдет на расстоянии 203 тыс. км, и это уже будет ближе, чем Луна. Наконец, 24 сентября 2182 года он настолько сблизится с нашей планетой, что с вероятностью 1:2700 столкнется с ней. Если это произойдет, энергия взрыва составит 1150 мегатонн в тротиловом эквиваленте — это в 20 раз больше, чем выделилось при взрыве самой мощной бомбы, созданной людьми.

5. Могут ли в образцах OSIRIS-REx найти внеземную жизнь?

Когда космический аппарат доставляет образцы вещества из глубокого космоса, они хранятся в герметичном контейнере, который открывают только в изолированной лаборатории. Делается это, в частности, для того, чтобы не занести на Землю какую-то инопланетную форму жизни. Хотя главная причина — не дать жизни земной загрязнить ценные образцы.

Гарантии, что в материале Бенну не будет какой-то интересной и опасной органики, никто дать не может. Однако особо на это никто не рассчитывает. Ведь аппараты «Хаябуса» и «Хаябуса-2» уже привозили образцы с очень похожих астероидов, и ничего подобного там не нашли.