Просто о сложном | Как Меркурий влияет на судьбы людей?

29 мая Меркурий будет находиться в наибольшей западной элонгации. Поскольку в последнее время люди часто интересуются тем, что происходит на небе, мы решили рассказать о том, что это такое и ждать ли от него каких-то изменений в вашей земной жизни.

Элонгация

1. Что такое элонгация?

Элонгация — это астрономический термин, которым обозначают видимую удаленность планеты, кометы или астероида от Солнца на земном небе. Более точное определение — угол между направлениями на центры двух небесных тел для земного наблюдателя.

В противостоянии элонгация планеты приближается к 180°, хотя почти никогда не достигает этого значения: поскольку планетные орбиты наклонены к эклиптике, Земля очень редко оказывается точно на одной прямой между планетой и Солнцем. Напротив, если небесное тело проходит по солнечному диску, его элонгация приближается к нулю.

2. Почему на элонгацию Меркурия обращают так много внимания?

Элонгацию можно измерить для любой планеты Солнечной системы в любой момент времени. Однако в большинстве случаев о ней вспоминают, когда речь идет о Венере и Меркурии. Только эти две планеты можно наблюдать на фоне нашего светила, и они никогда не удаляются от него на небе сильнее, чем на некое максимальное угловое расстояние, определяемое размерами их орбит.

Наименьший размер орбиты имеет Меркурий, из-за чего значительную часть времени он находится слишком близко к Солнцу, чтобы его было комфортно рассматривать в телескоп. Именно поэтому максимальная элонгация — лучшее время для его наблюдения.

3. Чем отличаются восточная и западная элонгации?

Восточная и западная элонгации отличаются именно тем, о чем говорят их названия. Во время западной элонгации планета находится западнее Солнца, во время восточной — удаляется от него на восток.

В случае Меркурия и Венеры это также определяет время наблюдения небесных тел. При восточной элонгации их можно увидеть вечером вскоре после захода Солнца, примерно над местом, где оно только что село, а при западной искать их надо рано утром, над той частью горизонта, где оно должно взойти.

4. Что интересного можно будет увидеть на небе?

29 мая Меркурий пройдет максимальную западную элонгацию. Это должно было бы означать наилучшие условия для его наблюдения. Но не забывайте, что планеты движутся вблизи эклиптики, а она сейчас расположена таким образом, что утром поднимается от точки восхода Солнца в южном направлении очень медленно. Поэтому Меркурий, находящийся западнее светила, появится над горизонтом за считанные минуты до его восхода, и увидеть его будет крайне трудно.

Также сложно увидеть в наших широтах восточные элонгации Меркурия осенью, когда по вечерам кульминируют «низкие» зодиакальные созвездия типа Скорпиона и Стрельца. Зато весенняя вечерняя элонгация самой маленькой планеты, имевшая место 11 апреля, была довольно удобной для наблюдений, хотя угловое расстояние между Меркурием и Солнцем едва превышало 19°.

Восточная и западная элонгации

5. Как максимальная элонгация Меркурия повлияет на события на Земле?

Меркурий делает один оборот вокруг Солнца всего за 88 земных суток. Это означает, что максимальную элонгацию на земном небе — восточную и западную — он может проходить до семи раз в год. Очевидно, это явление нельзя назвать уникальным.

Максимальная элонгация Меркурия не означает, что он становится особенным или как-то приближается к Земле или Солнцу. Это просто определенная конфигурация трех небесных тел. Следовательно, причин волноваться по поводу того, что она как-то повлияет хоть на какие-то земные события, не стоит.