Последний пуск Ariane 5 завершился успехом

6 июля c космодрома Куру во Французской Гвиане состоялся пуск ракеты Ariane 5. Он стал последним в истории прославленного носителя.

Основная рабочая лошадка ESA

Ракета Ariane 5 была разработана концерном Arianespace для нужд ESA. Она имела двухступенчатую конструкцию и оснащалась двумя боковыми твердотопливными ускорителями.  Ariane 5  запускалась исключительно с территории космодрома Куру во Французской Гвиане, где благодаря близости к экватору она могла максимально использовать эффект дополнительной скорости, придаваемый стартующей ракете вращением Земли.

Ракета Ariane 5 на стартовой площадке космодрома Куру. Источник: ESA — S. Corvaja

Первый полет Ariane 5 состоялся в 1996 году. После прекращения эксплуатации в 2003 году ее предшественника Ariane 4, новая ракета стала основной рабочей лошадкой ESA на последующие двадцать лет.

Ariane 5 несколько раз модифицировалась. Ее наиболее мощная версия могла вывести свыше 20 тонн груза на низкую околоземную орбиту и 10,8 тонн на геопереходную орбиту. Любопытно, что ракета была сертифицирована для пилотируемых миссий. На момент разработки, ее планировалось использовать для запуска европейского космического корабля Hermes. Но проект был закрыт, и поэтому Ariane 5 так ни разу не отправила людей на орбиту.

Последний полет Ariane 5

В середине прошлого десятилетия ESA приняла решение перейти на новый носитель Ariane 6. После этого, производство Ariane 5 было постепенно свернуто. Последний, оставшийся экземпляр ракеты, был запущен 6 июля. Он успешно вывел на орбиту два спутника связи.

Последний пуск Ariane 5. Источник: ESA-CNES-Arianespace/Optique video du CSG/P. Piron

Теперь, когда эксплуатация Ariane 5 завершена, мы можем подвести ее финальную статистику. За  27 лет ракета слетала в космос 117 раз. 112 миссий были успешными, две завершились авариями, три были классифицированы как частичная неудача. Ariane 5 выпала честь отправить в космос ряд знаковых космических аппаратов. Среди них телескопы XMM-Newton, Herschel и James Webb, а также межпланетные зонды Rosetta, BepiColombo и JUICE.

Стоит отметить, что пуск последнего Ariane 5 поставил Европу в непростое положение. Дело в том, что новая ракета Ariane 6 изначально должна была дебютировать еще в 2020 году. Предполагалось, что некоторое время Ariane 5 и Ariane 6 будут эксплуатироваться совместно.

Но из-за различных проблем ввод Ariane 6 в эксплуатацию постоянно сдвигается. На данный момент он назначен на 2024 год. При этом, из-за недавних проблем на тестах, другая европейская ракета Vega-C тоже вернется к полетам не раньше 2024 года. Таким образом после запуска последнего Ariane 5, Европа как минимум до следующего года осталась без собственных средств доставки грузов на орбиту.