Последние люди на Луне. История миссии Apollo 17

Пятьдесят лет тому назад, 11 декабря 1972 года, модуль Challenger совершил мягкую посадку в районе Тавр-Литтров. На его борту находились астронавты Юджин Сернан и Харрисон Шмитт. Они стали последними людьми, побывавшими на Луне в XX веке.

Последний полет по программе Apollo

Первоначально Apollo 17 не должен был стать последней пилотируемой лунной миссией. План полетов предполагал еще три экспедиции. И NASA вела к ним подготовку. В производстве находились необходимые для миссий ракеты Saturn V и космические корабли, также были намечены предварительные места посадок.

Экипаж экспедиции Apollo 17. Слева направо: Харрисон Шмитт, Юджин Сернан (сидит), Рон Эванс. Источник: NASA

Однако резкое сокращение финансирования NASA и последствия взрыва на корабле Apollo 13 привели к постепенной отмене миссий Apollo 20, Apollo 19 и Apollo 18. В результате Apollo 17 стал последним полетом по американской лунной программе.

Место высадки экспедиции Apollo 17 являлось предметом споров. NASA хотела получить максимум научных данных от финальной лунной экспедиции и планировала посадить корабль в еще неизученном типе местности. Входивший в состав экипажа Харрисон Шмитт настаивал на том, чтобы осуществить посадку в кратер Циолковский на обратной стороне Луны. К сожалению, NASA отвергла этот амбициозный вариант из-за финансовых соображений, поскольку для обеспечения связи с такой миссией потребовалось бы запустить отдельный спутник-ретранслятор.

Район Тавр-Литтров. Стрелка указывает на место посадки Apollo 17. Источник: NASA/GSFC/Arizona State University

В итоге выбор был сделан в пользу района Тавр-Литтров. Он представляет собой долину, окруженную с трех сторон горами и имеющую следы лавовых потоков. Ученых привлекла возможность получить одновременно как более молодые, так и древние образцы, по сравнению с теми, что были привезены астронавтами других миссий.

Первый ученый на Луне

Apollo 17 вошел в историю не только как последняя на сегодняшний день пилотируемая лунная миссия. Он стал первой и пока что единственной экспедицией, в ходе которой на Луне побывал профессиональный ученый.

Харрисон Шмитт внутри лунного модуля Apollo 17. Источник: NASA

Дело в том, что экипажи всех предыдущих экспедиций Apollo комплектовались из астронавтов, которые до вступления в ряды NASA были военными летчиками. Безусловно, перед полетами они проходили геологическую подготовку, но все равно их было нельзя назвать учеными. Из-за этого обстоятельства научное сообщество активно критиковало NASA. Когда стало понятно, что Apollo 17 станет последней лунной экспедицией, давление на организацию настолько усилилось, что у нее не осталось другого выбора, кроме как включить профессионального геолога в ее состав.

Харрисон Шмитт на Луне. Источник: NASA

Выбор пал на Харрисона Шмитта. Он вступил в ряды NASA в 1965 году в рамках т. н. первого набора ученых астронавтов. Шмитт занимался геологической подготовкой всех экипажей Apollo. После каждой миссии он участвовал в осмотре и оценке привезенных лунных образцов и помогал астронавтам с научными аспектами по их отчетам о полетах. Также он хорошо изучил устройство командного и лунного модуля Apollo. Благодаря всем перечисленным факторам, NASA включила его в состав финальной экспедиции.

Рекорды миссии Apollo 17

Apollo 17 отправился к Луне 7 декабря 1972 года. Любопытно, что это был первый (и одновременно последний) ночной запуск в истории программы. После разделения лунный модуль с Сернаном и Шмиттом совершил благополучную посадку в запланированном районе. Командный модуль под управлением астронавта Рона Эванса остался на селеноцентрической орбите.

Юджин Сернан на фоне лунного модуля Apollo 17. Источник: NASA

Сернан и Шмитт провели 75 часов на поверхности Луны. Из них 22 часа пришлось на внекорабельную деятельность. В ходе трех выходов на поверхность, Сернан и Шмитт провели ряд экспериментов и установили комплект научной аппаратуры, проработавший до 1977 года.

Лунный ровер под управлением Юджина Сернана. Источник: NASA

Благодаря наличию марсохода астронавты проехали 35 км по лунной поверхности, установив новый рекорд. В общей сложности они собрали 110 кг пород, что тоже стало рекордным достижением. Согласно распространенному мнению, из всех собранных пилотируемыми экспедициями образцов, именно привезенные экипажем Apollo 17 пробы грунта имеют наибольшую научную ценность (безусловно, основная заслуга в этом принадлежит Шмитту).

Образец лунного грунта Troctolite 76535. Источник: NASA/Johnson Space Center

По словам многих исследователей, главной находкой экспедиции стал образец, получивший обозначение Troctolite 76535. Это наиболее старый фрагмент лунной породы, который не подвергался внешним воздействиям. Он в буквальном смысле стал краеугольным камнем в доказательстве теории, что некогда у Луны было собственное магнитное поле. Также астронавтам удалось найти фрагмент породы, выбитой из кратера Тихо. Его анализ показал, что ударная формация сформировалась 108 млн лет назад.

Прощание с Луной

На прощание Сернан и Шмитт установили на поверхности Луны мемориальную табличку с изображением Земли и следующей надписью: «Здесь Человек завершил свое первое исследование Луны, декабрь 1972 от Рождества Христова. Пусть дух мира, с которым мы пришли, отразится в жизни всего человечества».

Оставленная на Луне мемориальная табличка Apollo 17. Источник: NASA

Перед тем как в последний раз зайти в лунный модуль, Юджин Сернан произнес следующие слова: «Я на поверхности (Луны) и, делая последний шаг человека с поверхности домой на какое-то время, но, мы верим, не очень надолго, я бы просто хотел (сказать) то, что, я думаю, войдет в историю. Что сегодняшний вызов Америки выковал будущую судьбу человечества. И, покидая Луну в Тавр-Литтров, мы уходим так же, как и пришли, и, если будет на то Господня воля, вернемся, с миром и надеждой для всего человечества. Бог в помощь экипажу Apollo 17».

Сфотографированный экипажем Apollo 17 восход Земли над Луной. Источник: NASA

Позже Сернан так описал последние минуты, проведенные им на Луне:

«Я почти не помню свои первые шаги на Луне, но очень хорошо помню последние. Вместе с напарником — геологом Харрисоном Шмиттом — мы провели на Луне три дня. Рональд Эванс, пилот командного модуля, ждал нас на орбите. Мы уже понимали, что Apollo 17 — последняя лунная миссия, но на протяжении этих трех дней я почему-то не думал о том, что стану последним человеком, кто будет стоять на поверхности Луны.

С самого начала было известно, что в пилотируемый модуль, который доставит нас с поверхности Луны обратно на орбиту, Шмитт должен войти первым. Когда мы улетали, он быстро поднялся по лестнице и скрылся внутри, а я преодолел три или четыре ступеньки и обернулся.

В этот момент я почему-то вспомнил, как в детстве ездил летом к деду на ферму, а потом, когда родители приезжали забирать меня, я шел с ними, но все время оборачивался и смотрел на дедов дом. Стоя на входе в лунный модуль, я чувствовал что-то очень похожее. Хотя, уезжая с дедовой фермы, я всегда знал, что следующим летом вернусь, а на Луну я не вернусь уже никогда. Кто-то когда-то, возможно, вернется сюда, но не я.

Я стоял на входе в модуль, смотрел на Луну, смотрел на Землю. Там, на Луне, ты постоянно смотришь на Землю. Оттуда, из космоса, она пронзительна. Она скорее похожа на картину, на голубое пятно, нарисованное на черном фоне. Она такая близкая и такая маленькая, что тебе начинает казаться: ты можешь просто протянуть руку и взять ее с собой — чтобы показать своим близким — вот как она выглядит.

…Чувствовал ли я страх? С самого начала и до сих пор я отвечаю на этот вопрос однообразно: мы были слишком загружены делами, чтобы успеть испугаться. Все, что мы чувствовали, — величие. Ведь Луна — это Луна. На Земле ты можешь покорить самые высокие горы и спуститься в глубины океана, но ты все еще на Земле. Когда ты просто делаешь шаг по поверхности Луны, ты понимаешь, что все твои земные достижения — ничто, потому что ты больше не на Земле.

…Уже вернувшись на Землю, я думал о том, что это не конец, а скорее начало. Я был уверен, что, несмотря на конец программы Apollo, к концу XX века на Луне построят обитаемую станцию и что на местах посадок всех шести лунных модулей — особенно Apollo 11 — поставят памятники.

Я был уверен в этом. Возможно, по этой же причине я оставил на Луне свою любимую камеру — Hasselblad 500. Зачем я сделал это? Чтобы исследователи, которые, надеюсь, все же вернутся когда-нибудь на Луну, смогли увидеть, как космическая радиация способна повлиять на линзу. Жалею ли я о камере? Конечно, нет. Помимо нее, я оставил на Луне и то, чем я действительно горжусь: три буквы «Т», «Д» и «С» — инициалы моей дочери».

Лунный модуль Apollo 17 стартовал 14 декабря. Сернан и Шмитт перешли на борт командного модуля, после чего корабль лег на обратный курс к Земле. По пути к Земле астронавты сделали одну из наиболее знаковых космических фотографий в истории, получившую название The Blue Marble. На ней можно увидеть полностью освещенную Землю.

Фотография Blue Marble. Источник: NASA

Капсула с тремя астронавтами успешно приводнилась в Тихом океане 19 декабря 1972 года. На этом в истории программы Apollo была поставлена точка.