Полярные сияния и радиация: NASA рассказала о последствиях рекордной солнечной вспышки для Марса

В мае 2024 года Солнце произвело ряд мощных вспышек, вызвавших рекордную геомагнитную бурю на Земле. Наша планета оказалось не единственной, которая подверглась их воздействию. По данным NASA вспышки также достигли Марса, вызвав полярные сияния.

Всплеск радиации на поверхности

Изучающие Марс ученые, давно ожидали пика Солнечной активности, чтобы узнать, как это повлияет на планету. 20 мая этого года им представилась такая возможность. Солнце произвело мощнейшую вспышку класса Х12. Произведенные ею рентгеновское и гамма-излучение, а также корональный выброс массы, направились прямо к Красной планете. Двигавшееся со скоростью света рентгеновское и гамма-излучение, долетело первым, а заряженные частицы немного отстали и достигли Марса всего за десятки минут.

«Cнег», вызванный попаданием заряженных частиц в навигационную камеру марсохода Curiosity. Источник: NASA/JPL-Caltech

Данные марсохода Curiosity говорят о том, что если бы рядом с ним в этот момент стояли астронавты, они бы получили дозу радиации в 8100 микрогрей, что эквивалентно 30 рентгеновским снимкам грудной клетки. Хотя это и не смертельно, но это был самый большой всплеск  радиации, зафиксированный Curiosity c момента посадки ровера 12 лет назад. То, какое количество излучения достигло поверхности Марса, наглядно демонстрируют сделанные в тот день снимки с навигационных камер марсохода. На них можно увидеть «снег»:  белые полосы и крапинки, вызванные попаданием заряженных частиц в камеры.

Curiosity был не единственным марсианским исследователем, ощутившим на себе всю мощь вспышки. Используемый для ориентации звездный датчик аппарата Mars Odyssey, оказался перенасыщен энергией и на некоторое время погас. Впрочем, все могло быть и хуже. В 2003 году заряженные частицы от вспышки,  которая в итоге была оценена как X45, буквально поджарили детектор излучения Mars Odyssey, специально предназначавшийся для измерения подобных событий.

Полярные сияния над Марсом

Находящийся на марсианской орбите аппарат NASA, запечатлел еще один наглядный эффект недавней солнечной активности. Речь о полярных сияниях.

Механизм возникновения полярных сияний на Марсе отличается от того, как они появляются на Земле. Наша родная планета защищена от заряженных частиц сильным магнитным полем, которое обычно ограничивает их в районе полюсов. Марс давно лишился своего магнитного поля, и у него нет щита против заряженных частиц. Поэтому, когда они попадают в его атмосферу, полярные сияния охватывают всю планету.

Именно так и произошло во время майских вспышек. Установленным на бортах MAVEN инструментам, удалось зафиксировать свет от полярных сияний, бушевавших на планете в период с 14 по 20 мая.

Уже в этом году к Марсу будут запущены два зонда ESCAPADE. Они будут изучать магнитосферу планеты и то, как она взаимодействует с солнечным ветром. Их данные позволят дополнить наблюдения других космических аппаратов о том, как вспышки на Солнце влияют на Марс.

Большой побег: китайская компания случайно запустила ракету во время испытания