Полярное сияние на Солнце: над темным пятном засияла «аврора»

На расстоянии около 40 тыс. км от темного пятна на Солнце ученые обнаружили радиоизлучение, подобное полярному сиянию. Отмечается, что магнитные поля возле солнечных пятен почти в 2500 раз мощнее, чем земное, что приводит к образованию областей с более низкой температурой по сравнению с более яркими участками поверхности нашего светила.

Иллюстрация радиоизлучения
Иллюстрация радиоизлучения над солнечным пятном. Источник: Sijie Yu

Излучение было впервые зарегистрировано в апреле 2016 года, но его детальный анализ обнародовали только на минувшей неделе в журнале Nature Astronomy. Ученые описали излучение как «похожее на полярное сияние» на основе его спектра, поляризации и продолжительности.

«Мы обнаружили особый тип долговременных поляризованных радиовспышек, исходящих из солнечного пятна и сохраняющихся более недели. Они совсем не похожи на типичные кратковременные радиовспышки, обычно длящиеся минуты или часы. Это захватывающее открытие, которое может изменить наше понимание магнитных процессов на звездах», — пояснил астроном из Центра солнечных и наземных исследований Технологического института Нью-Джерси Сиджи Ю.

Находка проливает свет на новый тип долговременного радиоизлучения, возникающего в солнечных пятнах и длящегося более недели, в отличие от обычных кратковременных солнечных радиовсплесков.

Полярное сияние не Земле
Полярное сияние не Земле. Фото: Unsplash

Полярные сияния на Земле возникают при взаимодействии с атмосферой и магнитным полем заряженных частиц, выбрасываемых Солнцем. Типичное сияние испускает радиоволны с частотами от 100 до 500 кГц. Солнечные пятна генерируют радиоизлучение на частотах от сотен тысяч до миллиона килогерц благодаря огромной силе магнитного поля.

Исследователи считают, что радиоизлучение солнечных пятен не связано со вспышками на Солнце, но может быть следствием случайных флуктуаций, воздействующих на электроны в петлях магнитного поля. Это открытие позволяет учитывать похожие сигналы от других звезд при определении их характеристик и более детально изучать астрофизические явления.

Несмотря на то, что наше светило является источником поддержания жизни на Земле, мы до сих пор не знаем всех его тайн. Мы раскрываем физику Солнца постепенно благодаря постоянным исследованиям и усовершенствованию инструментов для его изучения.

Ранее мы сообщали о полярных сияниях на Уране.

По материалам gizmodo.com