Получен наиболее детальный снимок самой массивной звезды во Вселенной

Сотрудники Обсерватории Джемини опубликовали наиболее детальное изображение голубого гипергиганта R136a1. На сегодняшний день он занимает первое место в списке самых массивных звезд во Вселенной.

Гигантский звездный роддом

Звезда R136a1 находится в Туманности Тарантул. Это регион активного звездообразования, расположенный в Большом Магеллановом Облаке — галактике-спутнике нашего Млечного Пути. Туманность Тарантул представляет собой гигантское облако ионизированного водорода, чья протяженность превышает тысячу световых лет. Оно является домом для одних из наиболее ярких и массивных светил, известных науке. В 1987 году на окраине Туманности вспыхнула сверхновая SN 1987A. Она стала первой сверхновой, наблюдавшейся на земном небе невооруженным глазом за последние 300 с лишним лет.

Туманность Тарантул. Источник: ESO

R136a1 можно по праву назвать жемчужиной Туманности Тарантул. Она была открыта в 2010 году. Уже первые измерения показали, что звезда обладает рекордной светимостью, которая в миллионы раз превышает солнечную. Что касается массы, то астрономы оценили ее в 250 320 масс нашего Солнца.

В то же время изучение гигантского светила было сопряжено с рядом трудностей. Оно находится в центре звездного скопления. Излучение его соседей накладывается на испускаемый R136a1 свет, существенно затрудняя оценки блеска звезды. Ситуацию дополнительно усложняют окружающие их газопылевые облака. За последние годы множество телескопов (включая знаменитый Hubble) провели ряд наблюдений R136a1, но ни одному из них получить достаточно четкие изображения, позволяющие рассмотреть всех ее соседей, не удалось.

Фотография самой массивной звезды во Вселенной

В попытке уточнить характеристики R136a1, астрономы решили воспользоваться приемником Zorro, смонтированном на 8,1-метровом телескопе Gemini South в Чили. В ходе серии наблюдений ему удалось получить наиболее четкие в истории изображения R136a1 и окружающих ее звезд.

Самая массивная звезда во Вселенной R136a1 (аннотированная версия). Источник: International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA

Снимки Gemini South позволили астрономам точнее определить яркость голубого гипергиганта, что в свою очередь дало возможность провести переоценку его массы. Она оказалась меньше, чем считалось ранее. По уточненным оценкам, масса R136a1 лежит в диапазоне от 170 до 230 солнечных. Но даже с учетом этого обстоятельства она по-прежнему остается самой массивной известной нам звездой во Вселенной.

Сравнение снимков R136a1, сделанных телескопами Gemini South (слева) и Hubble (справа). Источник: International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA

По словам исследователей, результаты наблюдения R136a1 говорят о том, что верхний предел звездных масс может быть меньше, чем считалось ранее. Этот результат также имеет значение для определения происхождения некоторых тяжелых элементов во Вселенной, которые, как считается, образуются во время коллапса светил, чья масса в 150 раз превышает солнечную (т. н. парно-нестабильно сверхновые). Если R136a1 менее массивна, чем предполагалось, то такие события могут быть куда более редкими.