Подземные марсианские озера оказались вулканическими камнями

Загадочные эхо радиосигналов у полюсов Марса оказались не подземными озерами, как о них думали до сих пор. На самом деле это только вулканические породы, о чем свидетельствует новое исследование.

Под полярной льдом скрываются марсианские озера
Под полярным льдом прячутся марсианские озера. Источник: New Scientist

Чем на самом деле являются марсианские озера?

В 2018 году при радарном сканировании поверхности Марса со спутника был получен очень странный сигнал. Исходил он из района южного полюса планеты. Что-то под поверхностью очень эффективно отражало радиоволны. Тогда ученые пришли к достаточно сенсационному выводу, что такое отражение может давать жидкая вода. То есть под поверхностью Марса прячутся озера.

Недавно в Geophysical Research Letters была опубликована статья, в которой говорится, что причиной аномального отражения сигнала в 2018 году могла быть не вода в жидком состоянии, а вулканические породы. Для этого исследователи создали виртуальную модель Красной планеты и укрыли ее слоем водяного льда толщиной 1,4 км. Это примерно соответствует толщине полярной шапки Марса.

Исследователи смоделировали радарную картинку, которую можно было бы получить, просканировав всю поверхность. В результате моделирования на разных участках были получены отражения, очень похожие на те, что в 2018 году были признаны подземными озерами. Но когда результаты моделирования наложили на реальную карту Марса, то обнаружили, что все «озерные» регионы совпадают с известными вулканическими областями. То есть никаких подземных озер в 2018 году не было найдено. Просто такое отражение дает вулканические камни под льдом.

Модель вкритого кригою Марса
Модель покрытого льдом Марса. Источник: www.sciencealert.com

Стоит ли продолжать поиски?

Нужно сказать, что сомнения в реальности подземных озер возникли у ученых еще раньше. Еще в 2021 году было опубликовано исследование, в котором говорилось, что жидкая вода под поверхностью Марса в тамошних условиях не может сохраниться. Ей нужно оставаться очень соленой. А на такой небольшой глубине к солености должен добавляться еще и какой-нибудь местный источник тепла, например, вулканическая активность. Но ничего подобного в этих местах нет.

Казалось бы, новое исследование окончательного закроет тему марсианских озер. Но это не совсем так. В конце концов ученые просто поняли, какие сигналы им искать не надо. Теперь осталось узнать, как на самом деле должна выглядеть жидкая вода под слоем льда. И снова тщательно поискать.

По материалам www.sciencealert.com