Почему гигантские звезды «убегают» из Млечного Пути?

Ученые исследовали гигантские звезды классов О и Be и пришли к выводу, что многие из них улетают из Млечного Пути. Они использовали каталог космического телескопа Gaia, чтобы докопаться до сути процесса.

Горячие звезды часто становятся «беглецами» из Галактики
Горячие звезды часто становятся «беглецами» из Галактики. Источник: phys.org

Гигантские звезды покидают Галактику

Немало чрезвычайно больших и ярких звезд спектральных классов O и Be через некоторое время должны покинуть Млечный Путь. Их траектории ведут далеко от него в глубины космоса. Об этом свидетельствует статья, опубликованная в журнале Astronomy and Astrophysics учеными из университета Барселоны.

То, что Млечный Путь постоянно теряет некоторые свои звезды, давно уже не секрет. Общее их количество, по некоторым исследованиям, может достигать 10 млн. Однако до сих пор оставалось непонятным, какая их доля принадлежит молодым и массивным светилам.

Звезды класса Be — чрезвычайно яркие голубые светила, которые имеют большую массу и очень небольшой возраст. О-класс — это вообще самый горячий вид звезд во Вселенной. Температура их поверхности может достигать 50 тыс. К.

Что показало новое исследование

В новом исследовании ученые решили выяснить, какая доля звезд классов O и Be являются «беглецами», то есть имеют векторы скоростей, которые уводят их из Млечного Пути. Для этого использовали два каталога: Galactic O-Star Catalog (GOSC) и Be Star Spectra (BeSS). Они содержат самый полный перечень этих светил.

Чтобы определить их векторы скорости, ученые воспользовались данными космического телескопа Gaia. Каталог данных DR3, собранных самым совершенным на сегодня астрометрическим инструментом, содержит информацию о более миллиарда светил.

Команда сравнила данные Gaia с каталогами GOSC и BeSS и обнаружила 417 светил O-типа и 1335 Be-типа, присутствующих как в Gaia, так и в соответствующих каталогах. Из них 106 оказались «беглецами» типа O, что составляет 25,4 процента звезд в каталоге GOSC, и 69 типа Be, что составляет 5,2 процента звезд в каталоге BeSS.

Две теории относительно «бегства» массивных звезд

Ученые сделали вывод, что в среднем светила класса О имеют большую скорость, чем Be. Да и вообще среди горячих и массивных звезд «беглецов» оказалось непропорционально много. Относительно причин этого ученые выдвигают две версии.

Первая — это сценарий динамического выброса. Он заключается в том, что двойные горячие звезды в двойных системах могут сближаться с другими светилами, входящими в состав ассоциации. В этом случае взаимодействие гравитационных сил может легко выбросить какой-то из компонентов прочь.

Вторая версия предполагает ситуацию, когда в двойной системе из двух таких звезд одна превращается в сверхновую значительно быстрее другой. В таком случае сила взрыва вполне может выбросить второе светило не только за пределы системы, но и Галактики. Вполне возможно, что в космосе могут реализовываться оба варианта.