Почему галактики перестают образовывать звезды

Большие галактики имеют очень низкие темпы звездообразования. Ученые исследовали одну из них, недавно образовавшуюся путем слияния двух других, и пришли к выводу, что причиной является потеря газа вследствие столкновения.

Галактики теряют газ во время столкновений
Галактики теряют способность к звездообразованию. Источник: Рhys.org

Исследование удаленной галактики

В больших галактиках почти не происходит звездообразование. Причину этого ученые до сих пор не понимали. Чтобы разобраться с этой загадкой, они применили массив радиотелескопов ALMA, расположенный в Южной Америке, для поиска галактики, которая только недавно выросла до размеров, когда рождение новых светил почти прекращается.

И такую ​​галактику нашли. Правда, говорить о времени относительно нее надо осторожно, ведь находится она в семи миллиардах световых лет от нас, и то, что мы сейчас в ней наблюдаем, на самом деле произошло еще до образования Солнечной системы.

Две галактики средних размеров столкнулись и образовали одну гигантскую. Газа для образования новых звезд внутри нее еще достаточно, но процессы рождения новых светил уже останавливаются. Причина этого хорошо видна на изображениях, полученных с помощью ALMA. У галактики есть огромный газовый «хвост» длиной как два млечных пути.

Будущее больших галактик

На самом деле ученые уже давно понимали, что причина остановки звездообразования в крупных галактиках — потеря ими газа. Но куда он девается, оставалось загадкой. Одни думали, что он «высасывается» черными дырами. Другие — что просто заканчивается.

Однако новое исследование показывает, что он просто «выдувается» из галактики масштабными ударными волнами, возникающими при слиянии. И наблюдаемый учеными «хвост» — это именно такой поток газа, который за несколько сотен миллионов лет вытечет весь.

Вообще скопления вещества во Вселенной — достаточно редкие явления из-за ее постоянного расширения. Но свою роль играет и гравитация. Поэтому места, где обнаруживаются большие галактики, обычно разделены миллиардами световых лет. Но одно такое место может содержать сразу несколько «больших и мертвых» галактик.

Кстати, вполне возможно, что угасание звездообразования ожидает и Млечный Путь. К этому, вероятно, приведет столкновение с галактикой Андромеды, которое произойдет через 5 млрд лет. Ожидается, что его сила будет достаточной для того, чтобы оставить новую гигантскую звездную систему без газа.