Первый спутник SunRISE сошел с конвейера

NASA завершила строительство первого из шести спутников миссии SunRISE. После развертывания она создаст крупнейший из когда-либо запущенных радиотелескопов.

Задачи миссии SunRISE

Проект SunRISE (Sun Radio Interferometer Space Experiment) был одобрен в 2020 году. Он предполагает создание огромного виртуального радиотелескопа, предназначенного для мониторинга опасных явлений космической погоды. Основной целью миссии станет изучение всплесков радиоизлучения Солнца, которые предшествуют вспышкам, корональным выбросам массы и другим проявлениям его активности.

Первый собранный спутник SunRISE. Источник: SDL/Allison Bills

Созвездие SunRISE будет состоять из шести небольших аппаратов, созданных на основе платформы кубсат (6U). Их выведут на геосинхронную орбиту, расположенную на расстоянии 36 тысяч км от Земли, и затем развернут в формацию с дистанцией в 10 км между соседними спутниками.

Крупнейший космический радиотелескоп

Каждый из кубсатов SunRISE будет оснащен четырьмя выдвижными телескопическими антеннами длиной примерно 2,5 метра. Они будут фиксировать радиоимпульсы в диапазоне от 0,1 МГц до 25 МГц.  Используя метод интерферометрии, ученые объединят их сигналы для создания виртуального радиотелескопа с апертурой, ширина которой будет равна расстоянию между самыми удаленными малыми спутниками — около 10 км.

Концепт миссии SunRISE. Источник: Univ. of Michigan

Ранее этот метод использовался при наблюдениях, выполняемых наземными радиотелескопами. Но у спутников SunRISE будет уникальное преимущество перед ними: они смогут фиксировать длинные радиоволны, которые блокируются земной ионосферой. Это позволит составить трехмерные карты, которые дадут возможность определить, где на Солнце возникают выбросы заряженных частиц, и динамику их распространения в космическом пространстве. В свою очередь ученые смогут лучше понять механизм возникновения и ускорения этих потоков, что увеличит их способности по прогнозированию событий солнечной активности.

Предполагается, что SunRISE будет работать совместно с другими космическими миссиями, такими, как зонд Parker. Это даст возможность увидеть, как ускоряются частицы солнечного ветра. А объединив данные SunRISE с наблюдениями обсерватории SOHO, ученые смогут выявить связь между различными типами корональных выбросов массы, создаваемыми ими радиовсплесками и количеством частиц, прибывающих в окрестности Земли.

Принцип работы миссии SunRiSE. Источник: NASA

Спутники SunRISE будут выведены в космос в качестве попутного груза на коммерческом аппарате, построенном компанией Maxar. Запуск миссии состоится не раньше апреля 2024-го и не позднее сентября 2025 года. Общая смета проекта оценивается в 62,6 млн долларов.