Первые звезды во Вселенной могли иметь массу в 100 тысяч раз больше солнечной

В ранней Вселенной могли формироваться сверхмассивные звезды, чья масса в 100 тысяч раз превышала массу Солнца. Об этом свидетельствуют результаты исследования, опубликованного командой австралийских исследователей.

Визуализация Вселенной в эпоху реионизации. Источник: Paul Geil & Simon Mutch/The University of Melbourne

На протяжении многих лет астрономы пытались понять, какими были первые светила, сформировавшиеся сразу после Большого взрыва. Чтобы получить ответ на этот вопрос, они прибегли к компьютерному моделированию. Его целью было изучение механизма холодной аккреции, считающегося ключом к образованию первого поколения светил во Вселенной. Дело в том, что для рождения звезды-гиганта требуется, чтобы очень большое количество материала собралось в очень маленьком объеме. При этом процесс уплотнения не должен сопровождаться повышением температуры, иначе это предотвратит  его дальнейший коллапс.

Предыдущие исследования показали, что в молодых галактиках могли существовать холодные плотные газовые карманы. Однако тогда ученые не сумели смоделировать их дальнейшую эволюцию.

В ходе нового исследования, команде австралийских астрономов удалось приоткрыть завесу тайны над этим вопросом. Проведенное ими компьютерное моделирование показало, что большие потоки холодной плотной материи могут ударять по аккреционному диску в центре гигантских газовых скоплений. Когда это происходит, образуется ударная волна. Она быстро дестабилизирует газ и вызывает его мгновенный коллапс. Моделирование также показало, что в некоторых случаях подобные скопления могли иметь массу, в 100 тысяч раз превышающую массу Солнца. А это значит, что как минимум в теории, в ранней Вселенной могли существовать сверхгигантские звезды, имеющие подобные характеристики.

В то же время, сами исследователи подчеркивают, что на данный момент речь идет исключительно о результатах моделирования. Они надеются, что будущие наблюдения, выполненные при помощи телескопа James Webb, позволят определить, действительно ли в ранней Вселенной существовали сверхгигантские звезды.