Первые фотографии рентгеновского телескопа XRISM раскрывают секреты невидимой Вселенной

Японское космическое агентство (JAXA) опубликовало первые тестовые снимки, полученные от рентгеновского телескопа XRISM. Эти впечатляющие изображения демонстрируют скопления галактик и остатки сверхновой, одновременно раскрывая тайны химического состава этих объектов.

XRISM
XRISM — это рентгеновская миссия, которая изучает самые энергетические объекты во Вселенной. Иллюстрация: NASA

XRISM является результатом сотрудничества между JAXA и NASA, при участии Европейского космического агентства. Название расшифровывается как «миссия рентгеновской визуализации и спектроскопии». Телескоп был выведен на 550-километровую орбиту Земли в сентябре 2023 года.

Обсерватория функционирует подобно рентгеновским окулярам, позволяя астрономам обнаружить аспекты космоса, которые оставались бы незамеченными в оптическом диапазоне. XRISM способен регистрировать рентгеновское излучение в диапазоне энергий от 400 до 12 000 электрон-вольт. При этом следует отметить, что видимый свет, доступный для человеческого глаза, имеет значительно меньшую энергию — всего 2–3 электрон-вольта. Именно поэтому XRISM открывает новые перспективы для изучения горячих объектов во Вселенной, таких как взрывные сверхновые и черные дыры.

Какие объекты показал XRISM

Одним из объектов, использованных в качестве тестовых изображений XRISM, стало скопление галактик Abell 2319. Эта группа, растянутая на 3 млн световых лет, затмевается рентгеновским газом, разогретым до миллионов градусов. Исследование этого газа позволяет астрономам вычислить общую массу скопления, что, в свою очередь, раскрывает перед нами тайны эволюции Вселенной.

XRISM
Инструмент Xtend от XRISM зафиксировал скопление галактик Abell 2319 в рентгеновских лучах (обозначено фиолетовым цветом и обведено белой рамкой). Фон — это наземное изображение, которое показывает область в видимом свете. Авторство: JAXA/NASA/XRISM

Снимки рентгеновских лучей, предоставленные инструментом Xtend от XRISM, были объединены с изображениями, полученными земными телескопами, для создания полноценной космической фотографии. Xtend использует специальную камеру для захвата изображений широкого поля рентгеновских лучей. Ученые надеются, что благодаря такому широкому полю этот инструмент будет способствовать более легкому определению крупномасштабных структур во Вселенной.

Еще одним захватывающим объектом для XRISM стал остаток сверхновой N132, расположенный в Большом Магеллановом Облаке на расстоянии примерно 160 тыс. световых лет от нас. Считается, что возраст этого объекта составляет около 3 тыс. лет. Это цветной остаток сверхновой, масса которой в 15 раз превышала солнечную.

N132D
Остаток сверхновой N132D в центральной части Большого Магелланового Облака. Самая широкая часть N132D имеет примерно 75 световых лет в диаметре. Несмотря на яркость в рентгеновских лучах, обломки звезды почти невидимы на фоновом изображении с Земли в оптическом свете. Фото: JAXA

Инструмент Resolve, который работает при температуре чуть выше абсолютного нуля, обеспечивает информацией о химическом составе сверхновой. Обнаруженные элементы включают кремний, серу, кальций, аргон и железо. По данным NASA, информация, полученная с помощью Resolve, является наиболее детальным рентгеновским спектром, который когда-либо фиксировали у сверхновых.

N132D
Спектроскопия остатка сверхновой N132D. Цифры означают количество потерянных электронов или состояние ионизации, необходимое для получения каждого пика. Авторство: JAXA/NASA/XRISM Resolve и Xtend

XRISM еще ничего не начинал

Хотя регулярная работа XRISM начнется позже в этом году, тестовые изображения уже сейчас раскрывают обширные возможности спутника, а также расширяют наше понимание рентгеновской Вселенной.

Изучение этих снимков привносит новые сведения об энергетических процессах и структурах в самых отдаленных уголках Вселенной, раскрывая тайны ее невидимых аспектов и одновременно создавая новые вопросы для будущих исследований.

Ранее мы сообщали о том, как JAXA высадит на Луне самый странный луноход.