Первая в истории космическая фармацевтическая фабрика вышла на орбиту

Калифорнийский стартап Varda Space сообщил об успешном развертывании спутника W-Series 1. Он представляет собой первую космическую фармацевтическую фабрику, которая займется изготовлением лекарств в условиях микрогравитации.

Производство лекарств в невесомости

Varda Space была основана в 2020 году с целью создания орбитального производства компонентов и материалов, которые трудно создать на поверхности Земли. Среди них некоторые разновидности компьютерных чипов, новые сорта оптоволокна, а также фармацевтические препараты.

Орбитальная фабрика Varda Space (концепт). Источник: Varda Space

Последняя опция представляет особый интерес. По словам специалистов, в условиях невесомости в растворе отсутствуют конвекционные потоки, так как отсутствует «верх», к которому могло бы подниматься тепло. В результате частицы в жидкости не образуют комков и не поднимаются на поверхность или не опускаются на дно, как это происходит на Земле. Это дает возможность производства лекарства в кристаллической форме с чрезвычайной точностью, что может улучшить их эффективность, доступность и срок годности, а также создать новые препараты.

Учитывая то, сколько стоят современные лекарства, успешное орбитальное производство может принести весьма неплохие деньги. В качестве одного из примеров в Varda Space приводят препарат для лечения лейкемии Blincyto, чья цена составляет 114,3 млрд долларов США за килограмм. Или мРНК в основе вакцины Pfizer против COVID-19. Два галлона этого препарата равны всем дозам, которые компания Pfizer изготовила на сегодняшний день. Они принесли ей более 75 млрд долларов. Будучи сложенными в стопки стодолларовых банкнот, они бы преодолели 82% пути к космосу (если считать его от отметки в 100 км).

Орбитальная фабрика

Первая орбитальная фабрика Varda Space была запущена 12 июня ракетой Falcon 9. Сам космический аппарат был изготовлен компанией Rocket Lab. Спутник успешно отделился от носителя, развернул солнечные батареи и уже вышел на связь с Землей.

После завершения всех необходимых проверок, W-Series 1 приступит к производству лекарства от ВИЧ. Кристаллы активного вещества будут подвергнуты различным экспериментам, чтобы проверить, как их свойства и структура меняются в космосе. После завершения эксперимента аппарат включит тормозной двигатель, и капсула с полученными материалами вернется на Землю.

Орбитальная фабрика Varda Space (концепт). Источник: Varda Space

Стоит отметить, что в общей сложности Varda Space заказала у Rocket Lab четыре спутника. Во время следующих миссий компания опробует производство на орбите также и других перспективных продуктов.

По материалам https://newatlas.com