Озоновая дыра над Антарктикой не уменьшается

В XX веке ученые заметили, что в озоновом слое над Антарктикой время от времени появляется дыра. Считается, что в течение последних десятилетий удалось добиться ее уменьшения. Однако недавно опубликованное исследование показало, что это не так.

Озоновая дыра
Озоновая дыра. Источник: Ozone Watch/NASA

Озоновая дыра над Антарктикой

Недавно обнародованное в журнале Nature Communications исследование можно назвать сенсационным. Ведь в нем авторы утверждают, что озоновая дыра над Антарктикой продолжает увеличиваться, несмотря на доклады о том, что совместными усилиями удалось обеспечить ее уменьшение.

Озоновый слой — это чрезвычайно тонкая пленка из вещества, которое состоит из трех атомов кислорода. Она находится на высоте от 11 до 40 км над поверхностью Земли и чрезвычайно важна для жизни на планете, поскольку защищает ее от жесткого ультрафиолетового излучения.

В середине 1970-х ученые обнаружили ужасную вещь: над Антарктидой в определенные месяцы в этом слое практически нет озона, и эта огромная дыра имеет тенденцию к увеличению. Это связано с рядом синтетических химических веществ, среди которых главными были фреоны.

В 1987 году их запретили, и все доклады с тех пор свидетельствуют о том, что озоновая дыра начала уменьшаться или по крайней мере больше не растет. Считается, что она должна полностью исчезнуть к 2066 году, а меньшие по размеру прорехи в защитном слое нашей планеты начнут исчезать еще раньше.

Действительно ли озоновый слой восстанавливается?

До сих пор все научные отчеты, включая тот, который был утвержден ООН в январе этого года, показывали, что все идет по плану. Однако новое исследование свидетельствует, что это не так. Озоновая дыра над Антарктикой обычно возникает с сентября по ноябрь, когда в Южном полушарии как раз бушует весна.

Ученые установили, что в XXI веке озоновая дыра действительно начала открываться позже, что могло создать впечатление, что она уменьшается. Однако и закрывается она теперь значительно позже. Вследствие этого, когда исследователи сравнили количество озона в 2004-м и 2022 годах, то обнаружили, что оно сократилось на 26 процентов.

Авторы исследования указывают, что такой результат все еще не исключает того, что впоследствии дыра может затянуться, однако теперь уверенности в этом значительно меньше. Вполне возможно, что к ее образованию могли привести не только фреоны.

Специалисты обращают внимание на большое количество факторов, которые могут влиять на ситуацию. Например, в 2020 году озоновая дыра увеличилась из-за лесных пожаров в Австралии. Прошлогоднее извержение вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай также могло повлиять на нее.

Некоторые ученые идут даже дальше. Они обращают внимание на то, что исследование базировалось на очень уж необычных годах, когда на параметры озоновой дыры могли повлиять случайные факторы. Это подвергает сомнениям полученные результаты.

По материалам www.sciencealert.com