Озера под марсианскими льдами оказались призраком

В новом исследовании ученые утверждают, что большие озера подо льдом Марса, признаки которых ранее находили на радарных изображениях полярных шапок планеты, на самом деле не существуют. Эти сигналы вызваны небольшими изменениями в слоях льда.

Озера на Марсі насправді не існують
Озера на Марсе на самом деле не существуют. Источник: phys.org

Новое исследование ученых

Исследователи Корнеллского университета предоставили простое, хотя и не очень интересное объяснение яркими радиолокационными отражениями, которые сначала интерпретировали как жидкую воду под ледяной шапкой на южном полюсе Марса.

Их моделирование показывает, что в слоях водяного льда могут существовать небольшие различия. Они слишком тонкие, чтобы их могли различить радиолокационные приборы, которые проникают в почву, однако могут привести к интерференции между радиолокационными волнами. Она может вызывать отражения, интенсивность и изменчивость которых соответствуют наблюдениям, сделанным на сегодняшний день не только в области, которую считают жидкой водой, но и в так называемых южнополярных слоистых отложениях.

«Нельзя сказать, что мы исключаем возможность, чтобы там была жидкая вода, но мы показываем, что есть гораздо более простые способы получить те же самые наблюдения без необходимости добавлять большие резервуары с ней ко всему, что там и так присутствует», — сказал Даниэль Лалич, научный сотрудник Корнеллского центра астрофизики и планетных наук.

Обнаружение подледного озера

Роботы-исследователи предоставили многочисленные доказательства того, что на поверхности древнего Марса протекала вода, в том числе в бывшей речной дельте, которую сейчас исследует марсоход NASA Perseverance. Информация от радара, который может зондировать под поверхностью для обнаружения водяного льда и потенциально скрытых водоносных горизонтов, члены научной команды орбитального аппарата Mars Express под руководством Европейского космического агентства в 2018 году объявили, что они обнаружили озеро, погребенное под южной полярной шапкой.

Это наделало немало шума: там, где есть жидкая вода, может существовать микробная жизнь. Но в то время, как такие же яркие радиолокационные отражения, вероятно, указывали бы на подледное озеро на Земле, на Марсе они могут означать что-то другое из-за отличия условий.

Простое объяснение

Используя более простые модели, Лалич ранее показал, что яркие радиолокационные сигналы могут быть созданы при отсутствии жидкой воды. При этом предположения о слоях замерзшего углекислого газа под ледяной шапкой, вероятно, были неправильными.

Новое исследование рассказывает более полную историю, закрывая пробелы в гипотезе радиолокационных помех более реалистичным моделированием. Тысячи случайно сгенерированных сценариев наслоения основывались только на условиях, известных на марсианских полюсах, и изменяли состав и расстояние между слоями льда так, как можно было бы ожидать на расстоянии десятков и сотен километров.

Эти небольшие корректировки иногда приводили к появлению ярких подповерхностных сигналов, согласующихся с наблюдениями на каждой из трех частот, которые использовал радарный прибор MARSIS орбитального аппарата Mars Express, созданный в партнерстве между NASA и Итальянским космическим агентством. Радарные волны, отражающиеся от слоев, расположенных слишком близко, чтобы инструмент мог их различить, могут объединяться, усиливая их пики и впадины.