Ось Земли сместилась из-за выкачивания воды из-под поверхности

Ученые предупреждают, что из-за выкачивания воды из-под земли ось вращения нашей планеты сместилась на 80 см. Климатологи опасаются, что это может вызвать изменения климата, которые почувствуют все люди.

Ось Земли
Ось Земли. Источник: www.cnbc.com

Ось Земли сместилась

В недавно опубликованном исследовании ученые утверждают, что с 1993 по 2010 год ось вращения нашей планеты сместилась из-за выкачивания на поверхность грунтовых вод. За это время человечество использовало для собственных нужд 2150 млрд тонн воды, в результате чего под поверхностью образовались полости и распределение масс ощутимо изменилось.

Еще с 2016 года ученые знают, что многие антропогенные процессы на поверхности планеты влияют на ее вращение. Речь идет не о магнитных полюсах, которые смещаются по естественным, хоть и не совсем понятным нам причинам, а именно о смещении воображаемой оси, вокруг которой вертится Земля.

Эти изменения отслеживаются с XIX века. Известно, что в последние десятилетия географический полюс смещался на несколько метров в год. Главными причинами этого был дрейф континентов, таяние ледников, строительство дамб и другие факторы. Однако наблюдения все же не совпадали с предсказаниями модели.

Выкачивание воды

Все стало на свои места, когда ученые учли влияние воды, выкачиваемой из-под Земли. Эти данные могут легко ввести в заблуждение, поскольку кажется, что люди добывают не так много воды. На самом деле этого объема было бы достаточно для того, чтобы уровень Мирового океана повысился на 6 мм.

Смещение оси Земли под действием различных факторов
Смещение оси Земли под действием различных факторов. Источник: www.space.com

«Полюс вращения Земли на самом деле очень часто меняется, — сказал в своем заявлении Ки-Вон Со, геофизик из Сеульского национального университета, который возглавлял исследование. — Наша работа показывает, что среди причин, связанных с климатом, перераспределение подземных вод на самом деле оказывает наибольшее влияние на дрейф полюса вращения».

Само по себе смещение крайне небольшое и ощутить его люди не могут. Однако ученые опасаются, что изменение угла падения солнечных лучей, вызванное им, может наложиться на какие-то другие факторы. В таком случае оно может повлечь за собой изменения климата, которые наверняка почувствуют все.