Опубликован космический календарь на 2023 год с лучшими снимками Hubble и James Webb

Группа сопровождения миссии Hubble подготовила традиционный космический календарь на 2023 год. От предыдущих изданий он отличается тем, что в него также включили фотографии, сделанные обсерваторией James Webb (JWST). На страницах календаря можно увидеть огненные туманности, далекие звездные скопления и галактики, а также Юпитер.

Туманность Киля (фото JWST). Источник: NASA, ESA, CSA, STScI

На обложке календаря запечатлена туманность Киля. Она расположена на расстоянии 7600 световых лет от Земли. Туманность представляет собой «звездный роддом», внутри которого прямо сейчас формируются новые светила и экзопланеты. Снимок был сделан обсерваторией JWST. Протяженность запечатленного фрагмента туманности составляет около 7 световых лет.

Фото января

Фото января демонстрирует напоминающее песочные часы газопылевое облако, которое окружает протозвезду L1527. Ее возраст составляет всего 100 тысяч лет. Протозвезда скрыта от нас пылевыми облаками, но мы можем увидеть темную линию посреди «перешейка» песочных часов. Она соответствует протопланетному диску. Снимок был сделан телескопом JWST.

Туманность вокруг протозвезды L1527. Источник: NASA, ESA, CSA, and STScI. Image processing: J. DePasquale, A. Pagan, and A. Koekemoer (STScI)

Фото февраля

На февральском изображении можно увидеть сразу два галактических скопления. Снимок слева сделан JWST. На нем запечатлено скопление SMACS 0723. Мы видим его таким, каким оно было 4,6 млрд лет назад — в эпоху, когда наша планета только-только сформировалась. Фото справа сделано Hubble. Оно демонстрирует галактическое скопление Abell 611, расположенное в 3,2 млрд световых лет от Земли.

Галактические скопления SMACS 0723 и Abell 611. Источник: NASA, ESA, CSA, STScI

Фото марта

На снимок марта попала туманность Тарантул. Она представляет собой огромный регион активного звездообразования в Большом Магеллановом Облаке, протянувшийся более чем на 340 световых лет. Благодаря своей способности фиксировать инфракрасное излучение JWST сумел запечатлеть тысячи ранее неизвестных звезд, которые были скрыты от астрономов пылевыми облаками.

Самое четкое фото туманности Тарантул, полученное James Webb
Самое четкое фото туманности Тарантул, полученное James Webb. Фото: NASA, ESA, CSA и STScI

Фото апреля

Изображение апреля представляет собой коллаж из четырех снимков. Он демонстрирует четыре пары сталкивающихся галактик. Это IC 1623 (верхний левый угол, фото JWST), Arp 248 (нижний левый угол, фото Hubble),  Arp 282 (верхний правый угол, фото Hubble) и IC 2431 (нижний правый угол, фото Hubble).

Сталкивающиеся галактики IC 1623 (верхний левый угол, фото JWST), Arp 248 (нижний левый угол, фото Hubble), Arp 282 (верхний правый угол, фото Hubble) и IC 2431 (нижний правый угол, фото Hubble). Источник: NASA, ESA, CSA, STScI

Фото мая

На снимок мая попали две фотографии JWST, демонстрирующие планетарную туманность NGC 3132, также известную как Южное Кольцо. Изображение слева было сделано в ближнем инфракрасном диапазоне, изображение справа — в среднем инфракрасном диапазоне.

Туманность NGC 3132 (Южное Кольцо). Источник: NASA, ESA, CSA, STScI

Фото июня

На фото июня запечатлен Юпитер — крупнейшая планета Солнечной системы. Этот роскошный портрет был получен телескопом JWST. На фото можно увидеть знаменитое Большое Красное Пятно, облачные пояса планеты, а также полярные сияния над ее полюсами.

Снимок Юпитера в инфракрасном диапазоне, сделанный телескопом James Webb. Источник: NASA, ESA, CSA, Jupiter ERS Team, Judy Schmidt

Фото июля

Изображение июля представляет собой коллаж, на котором запечатлены четыре сфотографированных телескопом Hubble шаровых скопления. Это Liller 1 (верхний левый угол), Terzan 9 (нижний левый угол), Terzan 4 (верхний правый угол) и NGC 6569 (нижний правый угол).

Шаровые скопления Liller 1 (верхний левый угол), Terzan 9 (нижний левый угол), Terzan 4 (верхний правый угол) и NGC 6569 (нижний правый угол). Источник: NASA, ESA, CSA, STScI

Фото августа

Фото августа посвящено взаимодействующим галактикам. Снимок слева был сделан Hubble в видимом свете, он демонстрирует пару галактик HCG 40. Изображение справа было получено JWST в инфракрасном диапазоне. Оно демонстрирует Квинтет Стефана.

Взаимодействующие галактики HCG 40 (слева) и квинтет Стефана (справа). Источник: NASA, ESA, CSA, STScI

Фото сентября

Фото сентября было получено телескопом Hubble. Снимок демонстрирует объект Хербига Аро HH 505. Он образован новорожденной звездой, расположенной в недрах туманности Ориона.

Объект Хербига — Аро в Туманности Ориона. Источник: ESA/Hubble & NASA, J. Bally

Фото октября

Фото октября посвящено спиральной галактике M74, также известной как галактика Фантом. Мы можем увидеть сразу три ее портрета. Снимок слева был сделан телескопом Hubble в видимом свете. Снимок справа — JWST в среднем инфракрасном диапазоне. Изображение в центре является комбинацией двух этих снимков.

Три портрета галактики М74: телескоп Hubble/телескопы Hubble и James Webb/телескоп James Webb

Фото ноября

Фото ноября демонстрирует знаменитые Столпы Творения — скопления межзвездного газа и пыли в туманности Орел, расположенные на расстоянии примерно 6500 световых лет от Солнца. Изображение слева было сделано JWST в среднем инфракрасном диапазоне, справа — в ближнем инфракрасном диапазоне.

Два портрета Столпов Творения от телескопа JWST. Источник: NASA, ESA, CSA, STScI

Фото декабря

На фото декабря можно увидеть великолепный портрет спиральной галактики NGC 7038. Она расположена на расстоянии 210 млн световых лет от Земли по направлению к созвездию Индеец. Снимок был сделан телескопом Hubble.

Спиральная галактика NGC 7038. Источник: NASA, ESA, CSA, STScI

Календарь Hubble/JWST на 2023 год предназначен для свободного распространения. Версия в высоком разрешении для распечатки доступна на сайте миссии.

Вы также можете ознакомиться с космическим календарем миссии Hubble на 2022 год.