Опубликован архив оцифрованных астрофотографий столетней давности

Участники проекта APPLAUSE опубликовали в глобальной сети финальную часть архива фотопластинок с негативами ночного неба. В него вошли 125 473 сканов 97 703 фотографий. Работы по их оцифровке заняли десять лет.

Большая январская комета 1910 года

Проект APPLAUSE был создан с целью каталогизации старых астрофотографий из архивов различных обсерваторий, сделанных в период с 1893 по 1998 год. Исследователи оцифровывали снимки с указанием даты, участка неба и места съемки. Кроме того, участники проекта разработали программное обеспечение на основе технологий искусственного интеллекта для удаления дефектов на пластинах, вызванных царапинами или пылью, а также калибровки. Это дало возможность сравнивать их друг с другом в научных целях.

Оцифровка старых фотопластинок очень важна для астрономов. Она позволяет им проследить движение звезд и оценить изменение их интенсивности в течение нескольких десятилетий. Также их можно использовать для изучения иных небесных тел.

Туманность Андромеда

В качестве примера можно привести звезду HD49798. В 1960-х годах исследователи заметили колебания ее яркости, но лишь недавно они получили возможность провести их детальный анализ. Он показал, что с середины 1960-х звезда постоянно увеличивала свою интенсивность, а затем стала светить менее ярко. Кроме того, наблюдались быстрые изменения в ее блеске, длившиеся всего несколько дней.

В 1999 году спутниковые данные показали, что HD49798 испускает рентгеновские лучи. Сегодня астрономы подозревают, что  их источником является ее невидимый компаньон, скорее всего, представляющий собой нейтронную звезду. Еще недавно ученые не могли бы отследить долгосрочные изменения интенсивности системы, потому что у них не было данных, охватывающих несколько десятилетий. Но благодаря публикации архива APPLAUSE они получили возможность заглянуть в прошлое этой пары.