Обреченные на смерть звезды бросили вызов планетарной науке

Из 5000 открытых на сегодняшний день экзопланет 90% вращаются вокруг звезд того же размера или меньше, чем наше Солнце. Но у гигантских светил, похоже, нет своих планет. Этот факт имеет серьезные последствия для понимания формирования Солнечной системы. Но является ли нехватка планет вокруг больших звезд истинным отражением природы Вселенной? Недавнее открытие двух газовых гигантов, вращающихся вокруг субгиганта под названием µ2 Скорпиона, предполагает, что есть исключения из правил.

µ2 Скорпіона
Иллюстрация µ2 Скорпиона. Фото: Universetoday

µ2 Скорпиона — это звезда, которую можно увидеть невооруженным глазом. Ее можно самостоятельно найти на небе — она является частью хвоста созвездия Скорпиона, недалеко от яркой звезды, известной как Антарес. µ2 Скорпиона — звезда B-типа, масса которой в 9 раз превышает массу Солнца. Она достаточно велика, а значит, когда-нибудь взорвется эффектной сверхновой, прежде чем сколлапсировать в плотную нейтронную звезду.

Недавно астрономы изучали µ2 Скорпиона в рамках программы B-Star Exoplanet STudy (BEAST) и обнаружили на орбите вокруг нее два газовых гиганта. Это первая система такого рода, известная науке.

Вызов науке

Каковы последствия этого открытия? Современные теоретические модели не могут пока объяснить образование планет у таких звезд. Модель аккреции ядра формирования планет, в которой пыль медленно собирается в планетарное ядро ​​в течение миллионов лет, в теории не может существовать вокруг массивных звезд, где протопланетные диски рассеиваются быстрее.

µ2 Скорпиона в созвездии Скорпиона
µ2 Скорпиона в созвездии Скорпиона. Изображение: Wikipedia

В другой модели, известной как гравитационная нестабильность (GI), протопланетный диск достаточно массивен, чтобы стать нестабильным под собственным весом, схлопываясь в планеты-гиганты. Это может происходить намного быстрее, чем аккреция ядра, и может объяснить появление планет вокруг массивных звезд. Но планеты-компаньоны µ2 Скорпиона, как предполагают исследователи, не могут существовать в соответствии с текущими моделями GI. Эти планеты не соответствуют моделям, поэтому, возможно, потребуется пересмотреть теоретические расчеты.

Такие планетные системы, как µ2 Скорпиона, намекают на гораздо боле широкое разнообразие экзопланет и заставят астрофизиков задуматься о пересмотре существующих моделей об их формировании. С каждой новой экзопланетой, добавляемой в наши базы данных, мы узнаем все больше и больше о сложности планетарных систем в нашей галактике и улучшаем наше понимание механизмов, действующих при рождении планет.

Напомним, что ранее астрономы нашли 70 «планет-сирот».

По материалам Universetoday