Образцы астероида Рюгу рассказали о солнечных бурях

Японские ученые продолжают изучать образцы астероида Рюгу, которые несколько лет назад привез зонд «Хаябуса-2». Они применили новую технику, которая позволила выяснить, что часть пород и минералов, образующих его, сформировалась под действием интенсивной бомбардировки высокоэнергетическими частицами солнечного ветра.

Вчені вивчають зразки з астероїда Рюгу
Ученые изучают образцы с астероида Рюгу. Источник: phys.org

Образцы с астероида Рюгу

Анализ образцов, полученных с астероида Рюгу космическим аппаратом «Хаябуса-2» Японского космического агентства, позволил получить новые сведения о том, что они пережили интенсивную бомбардировку заряженными частицами. Результаты исследования, проведенного профессором Юки Кимурой из Университета Хоккайдо и его коллегами из 13 других учреждений Японии, опубликованы в журнале Nature Communications.

«Хаябуса-2», достигший астероида Рюгу 27 июня 2018 года, собрал образцы во время двух осторожных приземлений, а затем, при пролете возле Земли в декабре 2020 года, сбросил их на поверхность. Сейчас космический аппарат продолжает свое космическое путешествие. В планах — наблюдение за двумя другими астероидами, которые должны состояться в 2029 и 2031 годах.

В исследованиях использовались пучки электронов, которые проникали сквозь образцы, чтобы выявить детали их структуры и электромагнитные свойства. Этот метод называется электронной голографией.

О чем могут рассказать образцы с астероида?

Благодаря тому, что собранные с астероида образцы можно исследовать в земной лаборатории, ученые могут многое узнать о том, в каких условиях произошло формирование этих небесных тел. В частности, ученые узнали, что на них длительное время действовала неблагоприятная «космическая погода» в виде высокоэнергетического солнечного излучения.

Оценить все это по метеоритам, врезающимся в атмосферу Земли, невозможно. Во-первых, они часто происходят из внутренних частей астероидов, поэтому могли не претерпевать в течение миллионов лет таких драматических изменений. Во-вторых, нагрев при прохождении земной атмосферы мог их сильно изменить.

«Признаки «космического выветривания», которые мы обнаружили непосредственно, дадут нам лучшее понимание некоторых явлений, происходящих в Солнечной системе», — говорит Кимура. Он объясняет, что напряженность магнитного поля уменьшалась по мере формирования планет, и измерение остаточной намагниченности на астероидах может раскрыть информацию о том, как это происходило.

Фрамбоиды

Особенно интересным открытием стало то, что маленькие минеральные зерна, называемые фрамбоидами, состоящие из магнетита, формы оксида железа, полностью потеряли свои нормальные магнитные свойства. Исследователи предполагают, что это произошло из-за столкновения с высокоскоростными микрометеороидами диаметром от 2 до 20 микрометров.

Фрамбоиды были окружены тысячами металлических наночастиц железа. Разбираясь в том, куда те делись, ученые надеются узнать больше об эволюции астероидов.

«Хотя наше исследование имеет прежде всего фундаментальный научный интерес и понимание, оно также может помочь оценить степень деградации, которую может вызвать космическая пыль, на большой скорости сталкивающаяся с роботизированными или пилотируемыми космическими аппаратами», — заключает Кимура.