Обнаружен астероид с тремя спутниками

Используя смонтированный на Очень большом телескопе ESO (VLT) приемник SPHERE, астрономы получили изображение астероида Электра (130 Elektra). Оно показало, что у малого тела имеется три спутника.

Астероид Электра и его спутники. Источник: ESO/Berdeu et al., Yang et al.

Между орбитами Марса и Юпитера лежит реликтовое образование, оставшееся от эпохи ранней Солнечной системы — Главный пояс астероидов. В этой зоне находится множество необычных астероидов, чье происхождение связано с составом «строительных кирпичиков», образовавших протопланеты земной группы. Одно из наиболее интересных тел этого вида — 200-километровый астероид Электра.

Раньше было известно, что вокруг Электры обращается не один, а целых два спутника. Их орбиты на видео показаны оранжевым и зеленым цветом. Но теперь группа тайских астрономов нашла у астероида еще одну луну, орбита которой обозначена голубым цветом. Таким образом Электра стала первым известным нам «четверным» астероидом.

Открытие было сделано в ходе анализа архивных наблюдений, выполненных в декабре 2014 года, благодаря применению передовых методов обработки данных. Третья луна Электры получила предварительное обозначение S/2014 (130) 2. Она ближе к родительскому астероиду, чем другие спутники. Ее орбита проходит на расстоянии 350 км от Электры, а блеск слабее в 1500 раз. По оценкам астрономов, диаметр S/2014 равен 1,6 км. Размеры двух других лун, S/2003 (130) 1 и S/2014 (130) 1, составляют 6 и 2 км соответственно. Поскольку спектры спутников совпадают со спектром Электры, скорее всего, это обломки, выбитые в результате ее столкновения с другим астероидом.

По словам исследователей, открытие поможет понять, как образуются такие спутники. В свою очередь это дает важную информацию о формировании планет и об эволюции Солнечной системы.

Напомним, что недавно астрономы обнаружили самую молодую пару астероидов в Солнечной системе.