Облако Дракона раскрыло тайну рождения величайших звезд Галактики

Ученые исследовали гигантскую газопылевую туманность, известную как Облако Дракона. В ней происходит формирование гигантской звезды. Это редкая возможность увидеть, как рождаются светила, масса которых в десятки раз больше солнечной.

Хмара Дракона
Облако Дракона. Источник: NASA/ESA/STScI

Как рождаются гигантские звезды

Ученые написали тысячи статей о том, как умирают гигантские звезды. Процесс вспышки сверхновой, которая превращает остатки светила в черную дыру, достаточно хорошо изучен. Да и бурная жизнь объектов, масса которых в десятки раз превышает солнечную, неплохо описана. Понятно, что в течение своего существования они выбрасывают большие массы газа в виде струй.

А вот рождение этих гигантов до сих пор остается загадкой. Все звезды рождаются в холодных газопылевых облаках, так называемых звездных яслях. И начальным этапом их образования является сжатие определенного объема вещества из них.

Однако по мере того как газ сжимается, он нагревается. А нагрев вызывает обратный процесс — расширение. Возникают своего рода физические качели, которые рвут газовый сгусток на куски. Поэтому слишком большими они быть не могут.

Две теории образования гигантских звезд

Возникает вопрос: как тогда должны образовываться звезды, масса которых в 40, 50 или даже 80 раз больше солнечной? На этот счет существует две разные теории. Первая из них заключается в том, что они образуются по счастливому совпадению.

Иногда процессы в газопылевом облаке складываются таким образом, что его часть начинает сжиматься очень быстро и не успевает разогреться. Следствием этого становится одна гигантская вспышка, в которой и рождается звезда.

Альтернативная версия, известная как теория аккреции ядра, утверждает, что гигантские звезды рождаются небольшими. Но вокруг них продолжает существовать газопылевое сгущение, которое постепенно падает на них, в результате чего они быстро растут. При этом соседние зародыши звезд остаются без топлива и вырасти не могут.

Облако Дракона

Какая из двух теорий правильная, ученые до сих пор не установили. Гигантские звезды редкостны, а процесс их рождения чрезвычайно короткий по космическим меркам. Зародыш гигантской звезды — очень редкое явление. Поэтому ученых так заинтересовала находка такого объекта в звездных яслях, известных как Облако Дракона.

Найти его удалось благодаря картографированию этой области звездообразования, которая находится в 20 тыс. световых лет от нас. Поиск осуществлялся при помощи массива антенн ALMA, расположенного в пустыне Атакама в Чили.

Облако Дракона — действительно гигантский регион, содержащий материала на 70 тыс. таких звезд, как Солнце. В нем исследователи обнаружили несколько областей со сгущениями, внутри которых рождались звезды. Но их внимание привлекло одно гигантское.

Впоследствии оказалось, что это не одно сгущение, а два, расположенных рядом. Первое имеет массу в 2 солнечных, а второе в 23 раза массивнее нашего светила. При этом они были стабильными и тихими, то есть вокруг не происходило каких-то катастрофических процессов, сжимающих газ с невероятной скоростью.

Ученые поняли, что перед ними — пример ядра аккреции. Вскоре внутри должна родиться маленькая звездочка, которая быстро начнет расти и за какой-то миллион лет превратится в необычайно яркий гигант.