Настоящий цвет Нептуна оказался вовсе не синим

Одним из самых выдающихся изображений, полученных космическим аппаратом Voyager 2, являются детальные изображения Урана и Нептуна. С годами эти фотографии стали самыми узнаваемыми, поэтому, когда мы вспоминаем этих двух газовых гигантов, то представляем их на основе снимков, сделанных Voyager 2 в 1986 и 1989 годах. Эти фотографии отображают Уран в бледно-зеленоватых тонах, а Нептун — в темно-синем цвете. Однако новые исследования указывают на то, что эти две планеты существенно близки к бледно-голубому.

Нептун
Нептун, как видно с Voyager 2 с расстояния 7 млн км. Фото: NASA

Создание точных цветных изображений космических объектов является задачей трудной из-за специфики работы камер космических аппаратов. Вместо того, чтобы регистрировать цветное изображение, камеры используют серию черно-белых снимков с фильтрами, соответствующими различным длинам волн. После этого компьютеры обрабатывают эти черно-белые изображения с фильтрами для получения цветных. Именно этот процесс обработки ошибочно окрасил в темно-синий цвет Нептун.

По словам главного автора исследования Патрика Ирвина из Оксфордского университета, на самом деле планета имеет более светлый цвет.

Изображения Урана и Нептуна
Изображения Урана и Нептуна, полученные Voyager 2 в 1986 и 1989 годах, по сравнению с повторной обработкой отдельных фильтрованных изображений в новом исследовании, чтобы определить истинные цвета этих планет. Фото: Оксфордский университет

«Хотя известные изображения Урана, полученные Voyager 2, достаточно верно передали его настоящий цвет, с Нептуном цвета были искусственно изменены и оказались более синими, чем они есть на самом деле. И хотя на тот момент планетологи знали об искусственном насыщении цветом и снимки были подписаны, объясняя это, со временем эта информация потеряла актуальность. Использовав нашу модель для оригинальных данных, мы восстановили точное представление о настоящих цветах Нептуна и Урана в оптическом диапазоне», — пояснил Патрик Ирвин.

Уран Нептун
Уран (слева) и Нептун (справа) в правильном относительном размере и цветах. Изображение: NASA/JPL-Caltech

На недавно обработанных изображениях выше видно, что Уран и Нептун выглядят значительно более похожими. Исследователи использовали новые данные с таких телескопов, как Hubble и VLT, чтобы согласовать оригинальные снимки Voyager 2. Помимо новых цветов, результаты исследования также дают ответы на вопрос, почему цвет Урана выглядит по-разному в разных точках его орбиты. Причина заключается в том, что планета практически полностью наклонена и отражательная способность полюсов влияет на ее яркость.

Ранее мы рассказывали о 12 интересных фактах о планете Нептун.

По материалам Monthly Notices of the Royal Astronomical Society