Насколько газовые гиганты важны для возникновения жизни

Ученые создали каталог планетных систем, где рядом с миром, похожим на Землю, находится газовый гигант. Считается, что такое соседство критически важно для формирования условий, в которых может зародиться жизнь.

Газові гіганти мають великий вплив на землеподібні планети
Газовые гиганты оказывают большое влияние на землеподобные планеты. Источник: www.universetoday.com

Газовые гиганты и возникновение жизни

Группа ученых, работающих над проектом Kepler Giant Planet Search, недавно осуществила важный шаг в поиске внеземной жизни. Они создали первый каталог звездных систем, в которых рядом с планетой, похожей на Землю, присутствует большой газовый гигант, подобный Юпитеру.

Такое сочетание характерно для Солнечной системы, и ученые считают его очень важным для возникновения условий, в которых жизнь способна развиться до появления разума. На начальной стадии развития Солнечной системы гравитация гигантской планеты помогла разрозненным каменным обломкам собраться в мир, на поверхности которого впоследствии возникло человечество. Кроме того, некоторые из астероидов, которые он тогда направил к нам, могли быть ледяными и содержать органические вещества.

Ученые уже знают, что такие комбинации встречаются и возле других звезд. А вот их количество до сих пор оценить не удавалось. Однако команда, которая работала в обсерватории им. Кека на Гавайских островах, смогла это сделать и создать первый каталог подобных систем.

Экзоюпитеры и экзоземли

Несмотря на то, что планеты, подобные Юпитеру, очень большие, увидеть их, когда они находятся далеко от собственной звезды, земным телескопам чрезвычайно трудно. Самый популярный на сегодня транзитный метод не дает надежных результатов.

Это и неудивительно, учитывая то, что планету наблюдают тогда, когда она проходит между нами и светилом. А в случае чего-то, что похоже на Юпитер, это бывает раз в десяток лет. К счастью, ученые из проекта Kepler Giant Planet Search использовали измерения лучевых скоростей.

Этот метод заключается в том, что когда вокруг звезды вращается что-то массивное, она качается то в нашу сторону, то в противоположную. В соответствии с эффектом Доплера, ее излучение при этом смещается то в синюю, то в красную сторону, и по нему можно установить массу невидимой планеты и период ее вращения.

В целом таким образом удалось обнаружить 63 солнцеподобных звезды, вокруг которых вращается 157 планет, похожих на Землю. Хотя на самом деле речь идет о диапазоне от размеров Марса до Нептуна. Кроме того, ученые нашли и газовые гиганты на некотором расстоянии от звезды. 13 из них были размером с Юпитер, 8 — чуть больше Нептуна. Еще в трех случаях были замечены небольшие звезды-компаньоны.

Это дает определенную статистику относительно того, как часто во Вселенной встречаются системы, похожие на Солнечную. Оказалось, что они хотя и нечастые, но при этом далеко не исключение. Ученые надеются продолжить их исследование.