NASA завершила миссию Geotail

NASA приняла решение завершить миссию Geotail. Сообщение об этом было опубликовано на сайте аэрокосмической администрации.

Аппарат Geotail в представлении художника. Источник: JAXA

Аппарат Geotail был построен специалистами NASA и японского Института космонавтики и астронавтики. Его запустили в июле 1992 года. Основная цель миссии заключалась в исследовании структуры и динамики земной магнитосферы, в особенности ее «хвоста». Он образован потоком заряженных частиц солнечного ветра, которые движутся вдоль силовых линий магнитного поля и покидают его, формируя длинную хвостообразную область, тянущуюся от ночной стороны Земли.

Чтобы получить возможность изучить «хвост», Geotail выполнил серию сложных маневров, включавших 14 пролетов Луны. Это перевело аппарат на орбиту с перигеем в 51 тысячу км и апогеем в 190 тысяч км.

Номинальный срок службы Geotail составлял четыре года. Но благодаря успешной работе, NASA неоднократно продлевала его миссию. В общей сложности, он проработал почти тридцать лет.

За это время Geotail сделал множество открытий, по результатам которых было написано свыше тысячи научных статей.  Миссия внесла важный вклад в наше понимание того, как солнечный ветер взаимодействует с земной магнитосферой, вызывая магнитные бури и полярные сияния. Также аппарат помог определить, где именно происходит пересоединение силовых линий. Этот процесс является основным «поставщиков» материала и энергии от Солнца в магнитосферу, инициируя полярные сияния. Открытие положило начало миссии Magnetospheric Multiscale, которая была запущена в 2015 году.

Geotail также провел наблюдения, как пузыри плазмы выстреливаются из хвостов магнитосферы прочь от Земли. А во время пролетов Луны аппарат изучил ее экзосферу, обнаружив в ней атомы кислорода, кремния, натрия и алюминия.

За годы работы Geotail пережил ряд поломок и сбоев. Еще в самом начале миссии у него завис один из компьютеров, но в дальнейшем инженеры сумели перезагрузить устройство. В 2012 году у аппарата сломался регистратор данных, после чего его переключили на запасной. К сожалению, 28 июня 2022 года он также вышел из строя. Несмотря на все попытки, инженеры так и не смогли возобновить его работу. В результате NASA пришлось объявить о завершении миссии.