NASA выбрала производителей новых лунных скафандров

NASA выбрала компании Axiom Space и Collins Aerospace для создания скафандров следующего поколения. Они будут использоваться для выходов в открытый космос с борта МКС и во время высадок на Луну в рамках программы Artemis.

Новые лунные скафандры
Концепт лунных скафандров следующего поколения. Источник: NASA

Изначально NASA планировала самостоятельно разработать новые скафандры. Но затем руководство организации отдало предпочтение модели, аналогичной использовавшейся в программе CST (Crew Space Transportation). В ее рамках компании Boeing и SpaceX получили контракты на разработку новых пилотируемых космических кораблей, предназначенных для доставки людей на орбиту.

Так на свет появилась программа xEVAS (Exploration Extravehicular Activity Services). В ее рамках аэрокосмическая администрация выдала контракты с твердой фиксированной ценой Axiom Space и Collins Aerospace. Их общая сумма составляет 3,5 млрд долларов, они рассчитаны на срок до 2034 года. Частные компании будут нести ответственность за проектирование, разработку, квалификацию, сертификацию и производство скафандров, в то время как NASA должна устанавливать технические требования и стандарты безопасности. Формально скафандры будут оставаться в собственности Axiom Space и Collins Aerospace, а космическое ведомство будет арендовать их. Первые скафандры должны быть готовы к миссии Artemis III, реализация которой запланирована на 2025 год.

На данный момент Axiom Space и Collins Aerospace опубликовали лишь несколько общих иллюстраций и не представили публике конкретных технических деталей своих проектов. В своем заявлении первая из компаний отметила, что имеет большое количество заказчиков, готовых совершить выход в открытый космос. В свою очередь, в Collins Aerospace сделали акцент на использовании опыта, полученного во время разработки скафандров эпохи Apollo и современных американских скафандров, используемых сейчас на МКС.

Axiom Space и Collins Aerospace являются не единственными частными компаниями, создающими скафандры для внекорабельной деятельности. Аналогичный проект есть и у SpaceX. Уже в конце нынешнего года он будет опробован в «боевых» условиях, когда в рамках миссии Polaris Dawn состоится первый в истории частный выход в открытый космос.