NASA улучшила прогноз столкновения с опасными астероидами

Лаборатория реактивного движения NASA (JPL) обновила программное обеспечение, которое используется для оценки потенциально опасных астероидов. Новый алгоритм мониторинга Sentry-II, используемый в течение последних 20 лет, получил патч с учетом крайне важной переменной. В новой версии программы теперь учитывается влияние солнечного света на орбиты астероидов. Прогноз показал, что в ближайшие десятилетия непосредственной опасности для Земли от столкновения астероидом не существует. Тем не менее астрономы на всякий случай продолжают сканировать небо.

Sentry-II
Ключевые изменения в Sentry-II улучшили прогнозирование опасностей из космоса. Изображение: The Independent

Как и его предшественник, Sentry-II будет периодически сканировать таблицу потенциально опасных астероидов с известными орбитами. Он будет производить расчеты в течение следующего десятилетия, сообщая о крупных объектах с рассчитанными орбитами, которые потенциально могут угрожать столкновением с Землей. О тонкостях работы алгоритма описано в статье Astronomical Journal.

Эффект Ярковского

Ключевое обновление Sentry-II, которое сделает его оценки более точными, теперь учитывает эффект Ярковского. Он возникает, когда солнечный свет поглощается поверхностью астероида и переизлучается в виде тепла. Это тепловое излучение оказывает незначительное, но заметное влияние на траекторию движения астероида в космосе. В теории оно может повлиять на изменение его орбиты, что повышает вероятность столкновения космического камня с Землей.

Астрономы знали об эффекте Ярковского на протяжении десятилетий. Однако лишь недавно компьютерное программное обеспечение стало достаточно мощным, чтобы анализировать эффект при большом наборе данных. Sentry-II позволит JPL оценить потенциальное воздействие с вероятностью всего несколько шансов на 10 миллионов.

Ручной анализ теперь в прошлом

Из-за отсутствия расчетов Ярковского астрофизикам приходилось проводить ручной анализ каждый раз, когда появлялся потенциально опасный астероид. Одним из наиболее известных примеров был объект Апофис. Для него потребовалась ручная оценка эффекта Ярковского, чтобы выяснить, насколько вероятным будет столкновение в 2068 году. NASA определила, что пролет Апофиса в 2068-м будет безвредным для Земли и человеческой цивилизации.

Near-Earth Object Surveyor
Near-Earth Object Surveyor (NEO)

У более старой системы было и другое ограничение. Она не всегда могла предсказать вероятность столкновения с астероидами, пролетевшими очень близко к Земле. По словам NASA, Sentry-II позволяет выполнять более надежный набор расчетов, учитывающий значительное влияние гравитации Земли в подобных ситуациях. Кроме того, алгоритмы Sentry-II позволяют находить маловероятные сценарии столкновения, которые предшественник мог пропустить.

Sentry-II покажет свою эффективность, когда появятся более крупные и более мощные обзорные телескопы. По данным NASA, сейчас известно около 28 тысяч сближающихся с Землей астероидов. Обсерватории уже делают новые открытия со скоростью около 3 тысяч объектов в год. И этот темп будет ускоряться.

Среди новых обсерваторий планируется миссия Near-Earth Object Surveyor (NEO). Ее ожидаемый запуск в 2026 году позволит лучше искать опасные астероиды. NEO Surveyor сможет обнаружить 90% околоземных астероидов размером более 140 м в течение 10 лет после запуска.

Напомним, что ранее астероид едва не столкнулся с Землей из-за промаха астрономов.