NASA «разбудила» зонд Voyager 1 на расстоянии 23 млрд км

Пробовали ли вы когда-нибудь запустить двигатель автомобиля, простоявший без использования несколько десятилетий? Нет никакой гарантии, что он даже как-то отреагирует на вращение ключа зажигания. Нечто похожее сделало NASA со своим космическим зондом, причем весьма удачно. Недавно Voyager 1 отметил свое 45-летие, но за это долгое время батареи зонда сильно истощились и поэтому для экономии связи и заряда аэрокосмическая администрация периодически включает аппарат для проверки систем. Последний сеанс связи состоялся в 2018 году для проверки работоспособности двигателей после десятилетий их бездействия. Зонд «проснулся» и успешно выполнил задание.

Voyager 2
Voyager 2 самый дальний зонд, который есть у человечества

Voyager 1 и его «брат-близнец» Voyager 2 были запущены в космос в далеком 1977 году для исследования внешних краев Солнечной системы. NASA рассчитывала, что аппараты проработают максимум 5 лет. Однако оба зонда продолжают функционировать даже через 45 лет. Время от времени Voyager 1 связывается с Deep Space Network NASA для получения обычных команд и передачи данных. Иногда это очень трудно делать, поскольку из-за периодических сбоев инженерам NASA приходится обращаться за консультациями к инструкциям 45-летней давности, а также учитывать устаревшее оборудование. В 2017 году NASA пришлось взаимодействовать с космическим кораблем и выполнить незначительную коррекцию курса, запустив микродвигатели неиспользовавшиеся 37 лет подряд.

С 2014 года ученые отметили, что основная силовая установка космического корабля со временем деградирует. Вместо этого инженеры решили применить резервные двигатели коррекции траектории, неиспользовавшиеся десятилетиями. Испытания прошли успешно. Но из-за огромного расстояния до аппарата, составляющего более 23 млрд км, ответ об успешном запуске двигателей поступил лишь спустя 19 часов. NASA провели такие же испытания с Voyager 2 — еще одним движущимся в межзвездном пространстве космическим аппаратом.

Успешный сеанс связи и удачный тест запуска двигателей означает, что оба космических аппарата Voyager смогут посылать важные данные из глубокого космоса как минимум до 2025 года. Это самый дальний зонд человечества, поэтому ученые с нетерпением ждут следующих научных данных с этого аппарата.

Напомним, что зонды Voyager теряют заряд и NASA планирует выключить космические аппараты.

По материалам The Space Academy