NASA рассказала про последствия удара зонда DART по астероиду Диморф

Столкновение зонда DART с астероидом Диморф привело к изменению орбитального периода малого тела на 32 минуты. Это намного больше, чем предполагали компьютерные модели.

Снимок астероида Диморф, сделанный телескопом Hubble через 285 часов после его столкновения с зондом DART. Источник: NASA/ESA/STScI/Hubble

Основная задача миссии DART заключалась в проверке возможности изменения орбиты, угрожающего Земле небесного тела, путем кинетического воздействия. Ее целью был выбран 170-метровый астероид  Диморф, являющийся спутником более крупного астероида Дидим.

DART врезался в Диморф 27 сентября. За столкновением и его последствиями следил, как заблаговременно отделившийся от зонда кубсат LICIACube, так и целый ряд наземных и космических обсерваторий. Они зафиксировали крупный выброс вещества, благодаря которому астероид обзавелся кометоподобным хвостом, протяженностью в 10 тысяч км.

Созданные до столкновения компьютерные модели предсказывали, что удар должен привести к изменению периода обращения Диморфа на 4 — 7 минут с минимально допустимым значением в 73 секунды (при меньшем показателе миссия считалась бы неудачной). Однако результаты наблюдений  продемонстрировали, что DART намного превзошел эти показатели. Изначальный период обращения Диморфа составлял 11 часов 55 минут. После удара он уменьшился до 11 часов 23 минут (с погрешностью измерения в 2 минуты). Таким образом DART значительно перевыполнил изначальный план.

Анимация, составленная из снимков, сделанных кубсатом LICIACube во время сближения с астероидами Дидим и Диморф. Источник: ASI

Несмотря на то, что ученые еще продолжают анализ собранных в ходе эксперимента данных, уже сейчас можно говорить о том, что метод кинетического воздействия оказался значительно более эффективным, чем предполагалось. Это хорошая новость, которая означает, что он может являться действенным инструментом для борьбы с опасными небесными телами.

Также стоит отметить, что Итальянское космическое агентство опубликовало новые изображения, полученные LICIACube во время пролета Дидима и Диморфа. Они демонстрируют последствия столкновения в виде, окружающего малое тело, шлейфа из выброшенного вещества.