NASA профинансирует новые астрофизические миссии

18 августа NASA объявила о выделении финансирования для предварительной разработки четырех концептов астрофизических миссий. В дальнейшем два из них будут отобраны для реализации.

Концепт миссии UVEX. Источник: Caltech

Два из четырех получивших финансирование проектов разрабатываются в рамках программы MIDEX (Medium Explorer). Первый носит название STAR-X (Survey and Time-domain Astrophysical Research Explorer). Он предполагает запуск широкоугольного рентгеновского и ультрафиолетового телескопов для изучения вспышек сверхновых, активности черных дыр и эволюции массивных галактик. Второй проект имеет обозначение UVEX (Ultraviolet Explorer). Его целью является создание ультрафиолетового телескопа, занимающегося изучением эволюции звезд и галактик. Также он будет искать излучение, связанное с событиями, при которых происходит образование гравитационных волн.

Два других, меньших по масштабу, проекта разрабатываются независимо от программы MIDEX. Один из них предполагает установку поляриметра LEAP (Large Area Burst Polarimeter). Он займется исследованиями гама-вспышек. Второй концепт под названием MoonBEAM (Moon Burst Energetics All-sky Monitor) предусматривает запуск спутника, который должен вести поиск источников гамма-всплесков. Аппарат будет работать на окололунной орбите.

После изучения концептов NASA выберет один из проектов по программе MIDEX и один из двух оставшихся проектов для дальнейшей реализации. Первый получит 300-миллионый бюджет и будет готов к запуску в 2028 году. На второй выделят 80 млн долларов, он должен быть готов к 2027 году.

Помешать этим планам может ожидаемое сокращение бюджета NASA на астрофизические исследования, из-за чего организации придется переносить даты реализации ряда миссий и урезать их финансирование. Под наибольшей угрозой находится программа MIDEX. Тем не менее, в аэрокосмическом ведомстве надеются справиться с ситуацией и найти способ, как реализовать новые проекты без существенных задержек.